г. Москва, Сиреневый б-р, д.4, РГУФК, оф.223 (приёмная)

Схема проезда


   Телефоны:

  (095) 166-4752
  (095) 106-4015
  8-916-927-7404
 

   E-mail: [email protected]

 

 

 

         

 

Научно-методический журнал

 'Физическая культура: воспитание, образование, тренировка' ?2, 2003г.  

                                              

    Агашин М.Ф.                       г. Москва,   РГУФК 

Волновые тренажеры для тренировки, лечения, профилактики заболеваний

и инвалидности детей школьного возраста

Ключевые слова: волновые тренажёры, профилактика заболеваний и инвалидности, развитие скоростно-силовых свойств

            Женщины и дети составляют почти 80% населения России /1/. По данным многочисленных исследователей 70% детей страдают  от гиподинамии, до 40% имеют повышенный вес. Они чаще страдают заболеваниями ОРВИ, чаще травмируются, около 50% имеют близорукость и более 20% имеют повышенное артериальное давление /2/.

            Причиной всепроникающей гиподинамии является урбанизация жизни, отрыв человека от естественных движений по добыванию пищи и спасения от опасностей. К сожалению, ограничение жизненного пространства лишает большое количество детей подвижных, развивающих игр, а телевидение и Интернет только усугубляют это состояние.

            Проблема состоит в том, что в период становления ребёнка как личности, он лишён возможности саморазвиваться, поскольку часто попадает  в условия воспитания 'по Обломовски'. В дошкольных образовательных учреждениях и школе очень часто воспитание идёт по принципу: 'Всех под одну гребёнку'; естественно равняют по слабейшему, что не прибавляет здоровья.

Урбанизация и гиподинамия входят в состав причин увеличивающегося числа инвалидов от рождения. Девочки, выросшие в условиях ограничения движений и, соответственно, лишённые нормального развития своего тела, оказываются неспособными к полноценному и здоровому выполнению такого естественного акта, как деторождение.

Актуальность разработки методов и средств компенсирующих гиподинамию, в этой связи, не вызывает сомнений.

            Гипотеза. Народная мудрость гласит: 'От чего заболел ? тем и лечись!'. Современная цивилизация создала множество приборов, облегчающих труд, и тем самым лишила человека необходимого количества качественных движений и тем самым подрывает его здоровье.

            Для собственного спасения цивилизованный мир обязан создать доступные и эффективные приборы (тренажёры для здоровья), компенсирующие недостаток  движений требуемого качества. Сформулируем некоторые требования к таким тренажёрам:

1.      Принцип действия тренажёра должен соответствовать природе функционирования человека. Принцип всеобщности.

2.      Действие тренажёра на  системы человека должно быть структурно однородным для достижения высокого качества лечебного, нормализующего и развивающего эффектов.

3.      Тренажёр должен оказывать развивающее действие на показатели, характеризующие основные скоростно-силовые характеристики движений человека: (сила, скорость, выносливость, ловкость, координация, точность и пр.).

4.      Тренажёр должен быть комфортным и 'ленивым', то есть обеспечивать интерес, удовольствие и кратковременность занятий при высоком качестве движений.

5.      Доступность и высокая эффективность занятий для любого возраста человека.

Целью разработки такой системы тренажёров является снижение или полная

компенсация влияния гиподинамии на здоровье человека, начиная с детского возраста и профилактика системных заболеваний и инвалидности во всех периодах жизни человека.

Наиболее близко указанным  требованиям отвечает волновой тренажер  типа 'Гантель динамическая'. В медицине он получил название 'Массажер-стимулятор волновой механический СМАС'; торговое название 'Тренажер Агашина'. Волновые тренажёры включены в Реестр медицинских изделий рег.удостоверение Минздрава РФ, ? 29/06080999/2492-01.

Сертифицированы 4 типа тренажёров массой от 0,2 кг до 5,0 кг и  длиной от 20 см до 70 см. Тренажёр не занимает много места, не требует ухода и специального обслуживания.

            Сущность работы волновых тренажёров состоит в том, что они создают условия для периодической смены состояния скелетной мускулатуры с напряжения на расслабление и обратно с частотой от 1 до 5 гц. При этом человек сам инициирует  смену состояния и интенсивность работы мышечной системы, включая в работу и, соответственно, тренируя центральную и периферийную нервные системы, сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы организма.

Следуя друг за другом, механические волны напряжения и расслабления не просто втягивают в общий ритм работы все системы, но организуют и поддерживают однообразную структуру воздействия при управляемой амплитуде, что определяет качество воздействия.

            Эффективность волновых тренажеров обусловлена природой естественно- биомеханического (волнового) воздействия на функциональные системы человека с помощью механических колебаний, создаваемых самим человеком, в виде биомеханических волн, воздействующих на тело человека. Биомеханические волны напряжения и расслабления оказывают комплексное, нормализующее, развивающее и лечебное воздействие на функциональные системы, мышцы, восстанавливая и тренируя различные группы мышц, связок, сухожилий, сосудов, капилляров, нервов и т. п.

Механическая работа, затрачиваемая во время занятий невысока, но очень эффективна в силу её структурирующей направленности. При этом интенсивность занятий и физическая нагрузка допустимы в такой степени, в какой они разрешены на обычных занятиях физическими упражнениями.

За кратчайшее время занятий 2?5 минут на обычных уроках в начальной школе, или 10?15 минут на уроках физической культуры в средней школе  достигается обобщённый положительный результат по состоянию здоровья и скоростно-силовым свойствам.

Комплекс упражнений с волновыми тренажёрами Агашина позволяет направлять воздействие на мышцы ног, рук или туловища, хотя любое упражнение оказывает глобальное нормализующее воздействие на все системы и органы человека, что равносильно активации, согласованию и безлекарственному стимулированию всех  жизненно важных систем человека /4/.

Сравнительная оценка волновых тренажёров с другими видами по параметрам: эффективности, стоимости, времени занятий, занимаемого места и широты применения показывает, что волновые тренажёры превосходят известные по некоторым параметрам  многократно, а по комплексу показателей с ними не может сравниться ни один тренажёр.

Пример занятий с волновыми тренажёрами дзюдоистов младшего и старшего возраста см. фото на стр.

Высвобождающееся на уроках физической культуры время можно занимать подвижными играми, что поможет сбалансировать достаточно высокие учебные нагрузки.

Не менее важную роль играет дальнейшее развитие компьютерных игр в направлении объединения их с волновыми тренажёрами, для перевода их в 'Биомеханические компьютерные игры'.

Биомеханические компьютерные игры реализуют двигательную активность игрока путём взаимодействия его с тренажёрами, в которых качество (сила, скорость и точность) двигательного акта регистрируются, оцениваются по программе. Компьютер предлагает эффективный путь развития двигательных и интеллектуальных способностей в процессе выполнения игровых упражнений на тренажёре.

Одновременно волновой переход скелетной мускулатуры от состояния напряжения к расслаблению и обратно с частотами 1-5 гц (колебаний в секунду) осуществляет:

·        волновой массаж скелетной мускулатуры;

·        массаж кровеносных и лимфатических сосудов;

·        активацию работы периферийной и центральной нервной системы;

·        разгрузку сердца и нормализацию показателей работы сердечно-сосудистой системы;

·        укрепление связок и суставных сумок;

·        нормализацию обмена веществ и ускоренное восстановление после тренировочных занятий, болезней, травм, операций и т. п./3/

Несколько слов о профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности  и её результативность зависит  от причин возникновения инвалидности. Например, инвалидность  в результате заболеваний сердечно-сосудистой системы и некоторых других систем может быть сведена к минимуму.

Особо отметим возможность многоуровневого подхода к профилактике инвалидности.

Первый уровень ? это реабилитация детей-инвалидов с целью адаптации их к социальным условиям и реализации их потенциальных  способностей.

Второй уровень ? это воспитание и правильное развитие, в том числе физическое всех детей, в первую очередь девочек, с целью готовности их к здоровому деторождению при достижении ими детородного возраста.

Именно второй уровень  более значим, ибо от качества воспитания и развития всех детей в настоящее время зависит скорость разрешения демографических проблем, как в России, так и во всём мире. Эффективность профилактики появления инвалидности определяет по какому пути будет развиваться общество ? по пути всеобщей инвалидности и признания инвалидности в качестве нормы, или по пути  сохранения достигнутого общепризнанного в настоящее время уровня здоровья.

Инвалидность от рождения может быть существенно снижена за счёт правильной организации физического (двигательного) развития организма девочек необходимого для нормализации  такого природно-естественного акта, как деторождение. Кроме того, на инвалидность от рождения влияют наркомания, алкоголизм и курение в детском возрасте. Естественно, создание экономических условий, отвлекающих молодёжь от этих привычек, очень важно для воспитания привычки к здоровому образу жизни.

Выводы: 1.Применение волновых тренажёров в детском возрасте существенно снижает дефицит правильно организованного движения, согласует и нормализует работу сердечно-сосудистой, нервно-мышечной, дыхательной и др. систем.

2. Организация нормальной работы физиологических систем человека создаёт условия для сохранения здоровья от рождения до последних дней жизни.

Литература

1.        Герасименко Н.Ф. Здоровье нации. Журнал 'Плацдарм', ?1, 2003г.

2.     Голиков Н.    Культура здоровья школьников; сущность проблемы, стратегия решения. Научно-методический журнал 'Физическая культура: воспитание, образование, тренировка' ?4, 2002г.  

3.    Агашин М.Ф.  Волновые тренажеры для профилактики заболеваний. В сб. 'Здоровье  нации' Сборник материалов Международного научного конгресса 'Оздоровительные, социально-психологические и нравственные аспекты физической культуры, спорта и туризма в современных условиях'. Издатель А.Н. Жуков, Москва, 1997 г.

4.   Гилинская Н.Ю. и др. Инструкция по применению 'Массажёров-стимуляторов волновых механических СМАСС' Рекомендована Комиссией по аппаратам и приборам, применяемым в физиотерапии, Комитета по новой медицинской технике МЗ  РФ (Протокол ?4   от  "  10  " апреля    2000г.). Утверждена в МЗ РФ 13декабря 2000г.

 

 


   
© 2005 The Company, Inc.              HD-CENTER, г. Москва.