Новые развивающие технологии, позволяющие
поднять качество подготовки специалистов.
к.п.н. Н.Г.Хвалько
Кафедра педагогики РГУФКСиТ,
В ряде случаев
переработка информации сопровождается
выраженными эмоциональными переживаниями,
так как возникшие в этой связи затруднения и
неудачи могут привести к провалу на
экзамене, разрушению бизнеса, и т. д. Каждый
образованный человек сталкивается с
условиями острой или хронической
информационной перегрузки во время учебы или
профессиональной деятельности. Эмоциональное
напряжение (часто называемое 'эмоциональный
стресс'), постоянно присутствует при
переработке больших объемов информации в
условиях ограниченного времени и
переключения с одного источника информации
на другой.
Особо следует обратить
внимание на ситуации дефицита информации,
которые весьма нередки в сложных профессиях
и экстремальной деятельности. Результаты
исследований показывают, что в этих
ситуациях восполнить недостающую информацию
можно только одним путем ? построить
адекватный образ ситуации и принять
правильное решение на основе преобразования
уже имеющейся информации и осуществления
исследовательской активности по сбору
недостающих сведений из внешнего окружения.
Следовательно, как ни парадоксально это
звучит, преодоление критической ситуации с
дефицитом информации связано с
информационной перегрузкой! Перегрузка,
прежде всего, заключается в том, что
необходимо найти выход из сложившейся
ситуации в условиях жесткого лимита времени,
и от человека требуется высокая или
исключительно высокая интенсивность
переработки информации. Во-вторых, в
большинстве критических ситуаций люди
вынуждены решать несколько задач
одновременно. Например, летчик при отказе
двигателя должен продолжать пилотировать
самолет и одновременно решать сложную
интеллектуальную задачу по запуску двигателя
или выполнению расчетов для посадки с
отказавшим двигателем.
Вторая, не менее важная
сторона информационной перегрузки, ? это
постоянно ухудшающееся здоровье учащихся,
связанное с психофизическими перегрузками,
экзаменационными стрессами, спортивной
деятельностью, систематическим дефицитом
времени. Или оборотная сторона этого,
вызванная защитной реакцией студентов, ?
полное равнодушие к неприятностям, связанным
с образовательной деятельностью, что
становится впоследствии нормой в жизни и
будущей работе.
Эмоциональный стресс
информационной природы ? неизбежный спутник,
представителей сложных и экстремальных
профессий. Именно хроническому
эмоциональному стрессу приписывается
главенствующая роль в возникновении во
второй половине XX в. волны
психосоматических заболеваний среди жителей
развитых стран, которая только из-за
сердечно-сосудистых заболеваний уносит
десятки миллионов жизней и еще большее
количество людей делает инвалидами в
расцвете профессиональной карьеры (Зуев
С.Н.).
Развитие интеллектуальных и информационных
способностей, позволяет более эффективно
выполнять профессиональную и служебную
деятельность в экстремальных условиях. А
также уменьшить негативные последствия
профессионального стресса у представителей
опасных профессий, вызванных
внезапностью происходящих событий, дефицитом
времени, информационной перегрузкой в
условиях дефицита времени, необходимостью
анализировать большие объёмы поступающей
информации и высокой ответственностью
принятия решений.
Согласно гипотезе С.Л.
Рубинштейна, ядром или общим компонентом
различных умственных способностей является
свойственное конкретному человеку качество
процессов анализа и синтеза. Поэтому вопрос
об умственных способностях должен
рассматриваться слитно с вопросом об их
развитии. Понятие 'развитие' в современной
науке неразрывно связано с понятием системы,
а т.к. все системы в природе и обществе
находятся в состоянии развития, и не
существует процессов развития, которые могли
бы происходить вне какой-либо системы, то
интеллектуально-когнитивные способности
должны рассматриваться в этой же связи. В
процессе приобретения навыков логического
обобщения, анализа, синтеза, индукции и
дедукции формируются новые 'умственные
навыки'. В процессе этого 'развития меняется
не только функциональная структура мышления,
но и его мозговая организация'. (А.Р. Лурия).
Алгоритмы мыслительной
деятельности значительно расширяют
потенциальные возможности обучения в любой
сфере человеческой деятельности. Высокий
интеллектуальный потенциал, умение работать
с большими объемами информации позволяют
человеку так же легко ориентироваться в
любой информационной среде, в том числе в
экстремальной деятельности.
Педагогика физической культуры и спорта.
под редакцией С.Д.Неверковича.
Москва 2006
|