г. Москва, Сиреневый б-р, д.4, РГУФК, оф.414 (приёмная)

Схема проезда


   Телефоны:

  (095) 166-4752
  (095) 211-4015
  8-916-927-7404
 

   E-mail: [email protected]

 

 

 

         

 

 

Новые развивающие технологии, позволяющие поднять качество подготовки специалистов.

к.п.н. Н.Г.Хвалько

 Кафедра педагогики РГУФКСиТ,

 

    В ряде случаев переработка информации сопровождается выраженными эмоциональными переживаниями, так как возникшие в этой связи затруднения и неудачи могут привести к провалу на экзамене, разрушению бизнеса, и т. д. Каждый образованный человек сталкивается с условиями острой или хронической информационной перегрузки во время учебы или профессиональной деятельности. Эмоциональное напряжение (часто называемое 'эмоциональный стресс'), постоянно присутствует при переработке больших объемов информации в условиях ограниченного времени и переключения с одного источника информации на другой.

Особо следует обратить внимание на ситуации дефицита информации, которые весьма нередки в сложных профессиях и экстремальной деятельности. Результаты исследований показывают, что в этих ситуациях восполнить недостающую информацию можно только одним путем ? построить адекватный образ ситуации и принять правильное решение на основе преобразования уже имеющейся информации и осуществления исследовательской активности по сбору недостающих сведений из внешнего окружения. Следовательно, как ни парадоксально это звучит, преодоление критической ситуации с дефицитом информации связано с информационной перегрузкой! Перегрузка, прежде всего, заключается в том, что необходимо найти выход из сложившейся ситуации в условиях жесткого лимита времени, и от человека требуется высокая или исключительно высокая интенсивность переработки информации. Во-вторых, в большинстве критических ситуаций люди вынуждены решать несколько задач одновременно. Например, летчик при отказе двигателя должен продолжать пилотировать самолет и одновременно решать сложную интеллектуальную задачу по запуску двигателя или выполнению расчетов для посадки с отказавшим двигателем.

Вторая, не менее важная сторона информационной перегрузки, ? это постоянно ухудшающееся здоровье учащихся, связанное с психофизическими перегрузками, экзаменационными стрессами, спортивной деятельностью, систематическим дефицитом времени. Или оборотная сторона этого, вызванная защитной реакцией студентов, ? полное равнодушие к неприятностям, связанным с образовательной деятельностью, что становится впоследствии нормой в жизни и будущей работе.

Эмоциональный стресс информационной природы ? неизбежный спутник, представителей сложных и экстремальных профессий. Именно хроническому эмоциональному стрессу приписывается главенствующая роль в возникновении во второй половине XX в. волны психосоматических заболеваний среди жителей развитых стран, которая только из-за сердечно-сосудистых заболеваний уносит десятки миллионов жизней и еще большее количество людей делает инвалидами в расцвете профессиональной карьеры (Зуев С.Н.).

Развитие интеллектуальных и информационных способностей, позволяет более эффективно выполнять профессиональную и служебную деятельность в экстремальных условиях. А также уменьшить негативные последствия профессионального стресса у представителей опасных профессий, вызванных внезапностью происходящих событий, дефицитом времени, информационной перегрузкой в условиях дефицита времени, необходимостью анализировать большие объёмы поступающей информации и высокой ответственностью принятия решений.

Согласно гипотезе С.Л. Рубинштейна, ядром или общим компонентом различных умственных способностей является свойственное конкретному человеку качество процессов анализа и синтеза. Поэтому вопрос об умственных способностях должен рассматриваться слитно с вопросом об их развитии. Понятие 'развитие' в современной науке неразрывно связано с понятием системы, а т.к. все системы в природе и обществе находятся в состоянии развития, и не существует процессов развития, которые могли бы происходить вне какой-либо системы, то интеллектуально-когнитивные способности должны рассматриваться в этой же связи. В процессе приобретения навыков логического обобщения, анализа, синтеза, индукции и дедукции формируются новые 'умственные навыки'. В процессе этого 'развития меняется не только функциональная структура мышления, но и его мозговая организация'. (А.Р. Лурия).

Алгоритмы мыслительной деятельности значительно расширяют потенциальные возможности обучения в любой сфере человеческой деятельности. Высокий интеллектуальный потенциал, умение работать с большими объемами информации позволяют человеку так же легко ориентироваться в любой информационной среде, в том числе в экстремальной деятельности.

 

Педагогика физической культуры и спорта.
 под редакцией С.Д.Неверковича.
  Москва 2006

        (c) 2005 - HD-CENTER, г. Москва.
© 2005 The Company, Inc.              HD-CENTER, г. Москва.