Расширение функциональных
возможностей спортсмена
за счет обучения переработки больших объемов
информации.
К.п.н. Хвалько Н.Г.
Директор московского филиала
НИИ психологии и развития
способностей
Сегодня
в мире объем знаний удваивается каждые 10 лет(А. Назарова, 2004),
а в некоторых областях знаний ? каждые 5 лет. Если
объем человеческих знаний в 1950 году принять за 100
единиц, то в 2005 году он составит уже около 5000
единиц. Сохранение и увеличение объема необходимой
информации, и одновременное сокращение часов
обучения по отдельным дисциплинам приводят к
поверхностному изучению предметов, снижению
качественного уровня подготовки специалистов.
Следовательно, необходимо разработать способы, с
помощью которых можно бы было сохранить
относительный уровень грамотности, правильно выбрать
необходимый фундаментальный, основополагающий
материал и дать современную методологию
использования знаний.
Информацию можно считать двигателем
развития. Она является фактором, влияющим на
изменение свойств и качеств живого организма.
'Информация реализуется в принимающем объекте через
связанное с ней определенное изменение его состояния
(внутренних или внешних свойств)... Информация
способствует переходу принимающего ее объекта в одно
из потенциально присущих ему состояний, т.е.
является сообразной его свойствам?' (С.М.
Янковский, 2003). Со всей очевидностью
доказано, что любые интеллектуальные упражнения
развивают умственные способности человека. Но
интеллектуальное информационное воздействие
оказывается не всегда значительным вследствие
недостаточного восприятия этой информации теми
структурами мозга, которые отвечают за наше
интеллектуальное поведение.
Такой взгляд на интеллект уточняет
задачу интеллектуального развития: развитие не его
проявлений, как чаще всего считается в практике, а
самого интеллекта, т.е. ментального опыта. Суть
проблемы интеллектуального развития, в рамках
данного подхода, определяется созданием условий,
содействующих интеллектуальному росту за счет
обогащения его ментального опыта.
Вторая, не
менее важная сторона необходимости нового подхода к
выработке технологии образовательного процесса, ?
это постоянно ухудшающееся здоровье учащихся,
связанное с психофизическими перегрузками,
экзаменационными стрессами, систематическим
дефицитом времени. Или оборотная, вызванная защитной
реакцией студентов, сторона этого ? полное
равнодушие к неприятностям, связанным с
образовательной деятельностью, что становится
впоследствии нормой в жизни и будущей работе.
Научно-исследовательский институт
психологии и развития способностей занимается
разработкой и внедрением программ и методик развития
способностей и ускоренного обучения по различным
направлениям и программам для средней и высшей
школы. В частности созданы технологии работы с
большими объемами информации, развития умственных
навыков, способствующих росту интеллектуального
уровня специалиста и формированию у него качеств,
повышающих его профессиональный уровень.
Установлено, что в ходе и после проведения занятий
по программам Института, кроме роста
интеллектуальных качеств, повышается эмоциональная
устойчивость, формируются волевые качества.
Аппаратным и тестовым методами выявлено значительное
улучшение психического состояния, вплоть до снятия
диагноза у ранее стоявших на учете в
психоневрологическом диспансере. Все это
подтверждает теоретические предположения о
доминирующей роли высших психических процессов, в
частности интеллектуальных, в функциональных
возможностях человека.
Данная технология уже сегодня может
быть использована в учебном процессе высшей школы
физической культуры и спорта при работе с
абитуриентами, студентами, аспирантами, особенно
если учесть, что по официальным данным только 30%
выпускников средней школы могут понимать
предлагаемый учебный материал и только 2% из них его
анализировать и делать выводы.
Технология, адаптированная для
соответствующих категорий профессионалов и
соответственно доработанная, может эффективно
работать при подготовке и переподготовке спортсменов
высокого класса, тренеров, судей, при
переквалификации спортсменов после окончания ими
спортивной карьеры, а также для реабилитации людей с
ограниченными возможностями и при обучении действиям
в экстремальных условиях.
Предлагаемая технология обучения за
счет значительного повышения скорости мышления,
улучшения логической и непроизвольной памяти,
развития произвольного и управляемого
постпроизвольного внимания позволяет значительно
поднять качество образования, снизить психическую
напряженность, фрустрацию, утомление и исключить
стрессовые состояния, привить любовь к знаниям.
При обучении скоростным навыкам
работы с информацией значительно повышаются объемы
ее обработки в единицу времени, при этом соблюдается
логическая и временная последовательность ее связей.
Для доказательства результативности
программы в 2002-2004гг. были проведены ряд занятий
в средних и старших классах государственных и
негосударственных школ в Москве, Рязани, а также в
экспериментальной школе РАО, и с группами аспирантов
на кафедре педагогики РГУФК.
Для примера остановимся на программе
для слушателей высших спортивных учебных заведений.
Занятия проводились по 4 часа в день
без перерывов. Перед началом занятий проводилось
тестирование по определению скорости и качества
усвоения информации, определялся
IQ,
качество решения логических задач (силлогизмов),
проводился тест на особенности временной организации
памяти (по Лурия А.Р.) и определялись психомоторные
качества слушателей в тестовой лаборатории
М.Ф.Агашина (время реакции на слышимый раздражитель,
скорость силового импульса и силовые его параметры).
Было проведено также тестирование по психологическим
параметрам по опроснику ММPI
(Мини-мульт).
В процессе занятий в течение 5 дней
(20 часов) под руководством преподавателя
проводились обучение и тренировки по ускорению
восприятия информации, а также её логическому
анализу. Кроме того, слушатели знакомились с
нейропсихологической теорией памяти, внимания,
мышления.
После окончания занятий было
проведено повторное тестирование по тем же самым
параметрам.
Несмотря на неполное выполнение
программы занятий, результативность тренинга
составила 85 % от плана. У всех слушателей на 4-60
пунктов повысился коэффициент интеллекта
IQ
по Кеттелу. Это математически значимая величина.
Скорость решения силлогизмов возросшая на 30-140% с
математически значимой величиной говорит о повышении
скорости логического мышления. У 13 из 14 слушателей
повысился коэффициент правильных решений на 8-34%,
что также является математически значимыми
величинами.
Тестирование памяти показало
незначительное, но математически значимое улучшение
кратковременной памяти (на 7,3%) и отсроченной
памяти (на 5,3%).
Данная технология влияет и на
психофизические данные обучаемых, но
непродолжительность занятий без изучения
отсроченного эффекта пока не позволила полностью
исследовать данный вопрос. Наметилась тенденция
сокращения первичной психомоторной реакции. Более
значительна динамика силового импульса. Сократилось
время реакции силового воздействия. Результаты
проверки психомоторных качеств слушателей, показали
следующее: время реакции на слышимый раздражитель,
скорость силового импульса и силовые его параметры
даже при столь кратковременных занятиях имеют
тенденцию к улучшению.
Средний обобщённый результат времени
реакции до максимальной силы до занятий 161 мсек.,
после занятий 125 мсек..
Средний обобщённый результат
психомоторной реакции до занятий 167 мсек., после
занятий 151 мсек..
В данной группе учащихся не
исследовано влияние программы на изменение
личностных психологических качеств, т.к. изначально
все слушатели имели психометрические параметры в
норме, без особенных отклонений, а нагрузка была
непродолжительной и не могла как-то повлиять на их
изменение, но тенденция положительного воздействия
имеется.
По результатам занятий можно сделать
следующий вывод: Даже неполный курс этой
программы позволяет учащимся на порядок повысить
эффективность учебы, а именно скорость и качество
усвоения учебного материала. Преподаватели,
работающие с группой, в которой все учащихся прошли
курс Комплексной программы, могут дать учебного
материала минимум в 2 раза больше за отведённые
часы. Кроме того, учащиеся получают устойчивые
навыки эффективной самостоятельной работы, что
позволяет анализировать и усваивать гораздо больше
материала при меньших затратах времени. Особенно
важно улучшение психофизических данных для
спортсменов.
В настоящее время одним из
направлений научно-исследовательской деятельности
института в сфере физической культуры и спорта
определены:
- исследование влияния программ на
спортивные достижения;
- исследование реабилитационных
возможностей программ;
- разработка программ и методик для
подготовки специалистов экстремальных видов спорта;
- разработка программ вхождения в
учебную деятельность после завершения спортивной
карьеры;
Библиография.
1.
Назарова.А.
Профессиональный взгляд на
проблемы среднего образования. - Киев:"ЗН", 2004.
|