РГУФКСиТ

КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ

 ОТЧЁТ КАФЕДРЫ
2002-2007гг.


ПРЕПОДАВАТЕЛИ

УЧЕБНИКИ

СТАТЬИ

НИИИТО

 

Содержание курса 'Акмеология физической культуры и спорта' направлено на то, чтобы комплексно показать развитие человека в периоды его становления и зрелости, определить пути и способы достижения им вершин в своей личной и профессиональной деятельности.

Будущим специалистам по физической культуре и спорту желательно показать возможную перспективу их профессионального развития в сфере их деятельности: педагогической и тренерской во всех типах и видах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта; управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях; при решении рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, лечебных и профилактических учреждениях любой формы собственности. Курс является интегрированным, т.к. охватывает такие разделы науки как педагогика, психология, социология, валеология и др.

 

Основные понятия акмеологии:

Акме.(гр. акме - высшая степень чего-то, вершина, цветущая сила) - первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам 'высшее', 'совершенство'.

'Акме' человека - феномен возможности достижения человеком вершин своего развития как вида, индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности или совершенства деятельности.

Акмеология (гр. акме... + logos - слово, речь, учение) - наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах (Гагин Ю.А., 1998).

     

Акмеология - наука, возникающая на стыке естественных, общественных и гуманитарных наук и изучающая феноменологию. В 1928 году берет свое начало из возрастной психологии. Тесно связана с педагогикой, социологией, психологией.

Акмеология педагогическая - отрасль акмеологии, изучающая акмеологические проблемы просвещения, образования и здоровья учащихся                          и  педагогов.

 Акмеологическое качество и критерии определения субъекта:

1.    Основная парадигмальная характеристика личности в качестве субъекта заключается в том, что все свои особенности, возможности, психические и личностные, личность использует в качестве ресурсов и средств оптимальных решений жизненных и деятельных задач;

2.    Личность, достигая  высшего уровня  развития,  на котором  раскрывается ее индивидуальность становится субъектом.

Акмеограмма - документ, отражающий возможную индивидуальную траекторию продвижения человека к его профессиональному 'акме'.

Активность - характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий.

Биоэнергетический потенциал - интенсивность метаболических процессов и соотношение процессов катаболизма анаболизма (темперамент).

Взрослость - возрастная ступень в жизни человека, начало которой чаще всего относят к 18-20 годам.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЗРЕЛОСТИ

ЦИКЛЫ ВЗРОСЛОСТИ (по Д.Б. Бромлею):

1.    21-25 лет - стадия ранней взрослости (правовая зрелость, включение во многие виды соц. деятельности)

2.    25-40 лет - стадия средней взрослости (максимальная самореализация личности)

3.    40-55 лет - стадия поздней взрослости (доминирование одних ролей и ослабление других)

4.    55-65   лет -  стадия  предпенсионного-пенсионного  возраста  (большинство  ролей выполняется очень избирательно или вообще не выполняется

Восхождение к индивидуальности - естественно и исторически обусловленный процесс движения человека к своему совершенству, связанный с преодолением объективных и субъективных трудностей и осуществляемый на основе механизма становления и реализации.

Воспитание - сохранение, воспроизводство, развитие человеческого качества в педагогическом взаимодействии (И.А. Колесникова);

-направленное действие, посредством которого индивиду сознательно стараются привить желаемые качества и свойства (И.С. Кон);

-средство социального наследования и приобщения человека к совокупности общественных отношений (В.В, Краевский);

-процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В.И. Гинецинский)

Генотип - совокупность всех генов данного организма (индивидуальная наследственная основа).

Геронтология (от греч. Gerontos-старик+логия, букв. наука о старцах) - совокупность медико-биологических и психологических наук, изучающих явления старения человека.

Двигательное действие как метасистема - системное представление о двигательном действии, объединяющее частные представления о нем как об объекте познания, предмете преподавания, материале для овладения и акте исполнения.

Деятельность.

1.  Присущая природе конкретного человека система взаимодействие его с миром, носящая активный характер и направленная на преобразование как внешней среды, так и самого человека (индивидная деятельность).

2.  Способ существования действительности как 'второй' природы, как опредмеченных сущностных сил человека -общественного исторического субъекта деятельности (социальная деятельность).

Достижение - положительный результат каких-либо усилий.

Жизненная зрелость - полная готовность человека к решению определнных жизненных задач, соответствующих возрасту, социальному и профессиональному положению и намерениям этого человека; результат воспитания, обучения и развития человека, наблюдаемый в широком возрастном диапазоне, что зависит как от социальной ситуации развития. Так и от свойств данного человека.

Жизненная перспектива человека - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают человеку возможность для оптимального жизненного продвижения (К.А, Абульханова-Славская).

Жизненная позиция - величина  (интеграл) основных  жизненных  отношений, ценностей, достижений, и обеспеченных последними жизненных и личностных возможностей. (Виды жизненных позиций (По полюсам): пассивно-созерцательная  - активная; Эгоцентрическая -альтруистическая; устойчивая - неустойчивая; адекватно осознаваемая - неадекватно осознаваемая.

Жизненная перспектива - это временная перспектива жизни..

Виды жизненных перспектив:

1) когнитивная (сознательное планирование и структурирование будущего);

2) мотивационная (высокая мотивация);

3) собственно-жизненная перспектива (будущее обеспечено личностными, профессиональными и др. ресурсами)

Жизненная позиция - это выбранный человеком способ своей собственной жизни, совокупность жизненных отношений, ценностей идеалов и найденный характер их реализации, который обеспечивает становление человека и дальнейший ход его жизни.

Жизненный путь - индивидуальная исторя человека (Ш. Бюлер); эволюция личности как последовательность возрастных этапов ее биографии (П. Жане). Специфическое для личности время-пространство, ее самореализация, изменения и развитие.

Жизненные стратегии - Стратегия жизненного благополучия, основанная на 'приобретательской активности'; стратегия жизненного успеха, рассчитанная на общественное признание; стратегия самореализации, проявляющаяся в творческой активности.

Задатки - наследуемые индивидуальные особенности личности.

Задачи акмеологии (Г.И. Хозяинов):

1.    Определение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном и школьном возрасте;

2.    Научное изучение феномена 'акме' для выявления общего и отличного у людей;

3.    Научный анализ совокупности характеристик, связанных с овладением профессии;

4.    Выявление зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями его вне сферы профессиональной деятельности;

5.    Проведение комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики, осуществление процесса перевода начинающих специалистов на более высокий уровень профессионализма;

6.    Исследование эффективности деятельности коллективов;

7.    создание методологии, разработка общих и частных теорий в исследовании человека, достигшего 'акме

Здоровье (акмеологическая концепция) - социоприродная сущностная сила человека, являющаяся мерой такого взаимодействия количественной (потенциал здорового человека: возможности нервной системы, аппарата движения, энергетической системы, интеллектуальной и эмоциональной сферы и др.) и качественной (свойства здорового человека: двигательные, физиологические, интеллектуальные, эмоционально-волевые и др.) своих сторон, в силу которого вначале мелкие количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру здоровья и вызывают коренные качественные изменения (в ту или иную сторону), протекающие в виде скачков и осуществляющиеся в зависимости от природы человека и условий его жизни в разнообразных формах (прилив или упадок сил, повышение или снижение работспособности, депрессия или подъем творческой активности и др.) (Ю.А. Гагин).

Здоровый образ жизни - междисциплинарная категория, охватывающая совокупность разумных способов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая, во-первых, берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее, и, во-вторых, определяется общностью валеологических, акмеологических, профессиональных, семейно-брачных и других целевых жизненно важных установок человека.

Индивид - (лат. individuuv - неделимое) - 1) человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) конкретный человек как отдельный представитель человеческой общности, единичное природное и социальное существо, обладающее сознанием, высшими психическими функциями, целостной психофизиологической организацией. Индивид - первая ступень восхождения человека к индивидуальности.

Индивидуальность - Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида и ее неповторимость, вершина развития человека и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивая индивидуально-специ-фическая система активных и адаптивных психологических средств выполнения той или иной деятельности и включения в реальную действительность.

Интегральность свойств индивидуальности - характеристика системы свойств человека как индивидуальности, имеющая две описательные и оценочные области: 1) интегральность как первообразность свойств индивида, представленных в индивидуальности как производной индивидности; 2) интегральность как системность и целостность свойств различных иерархических уровней, входящих в индивидуальность на основе механизма снятия и развивающихся в ней посредством становления и реализации.

Категория субъекта и принцип деятельности (Рубинштейн):

1.    Деятельность всегда принадлежит субъекту;

2.    Деятельность - взаимодействие субъекта и объекта;

3.    Деятельность - всегда творчество;

4.    Деятельность всегда самостоятельна.

Компоненты личной зрелости:

1.    Ответственность;

2.    Терпимость;

3.    Саморазвитие позитивного мышления.

Компетентность:

Профессиональная компетентность - это способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Внутри компетентности иногда выделяют компетенции как способности к чему-либо, зависимые как от знаний, умений, так и от степени убежденности и потребности пользоваться этой способностью (Ю.Скжипчак).

Выделены группы профессиональной компетентности (Деркач):

- Компетентность в профессиональной деятельности;

- Компетентность в профессиональном общении;

- Компетентность в реализации личности профессионала.

Виды компетентности в профессиональной деятельности:

- специальная (владение конкретными видами профессиональной деятельности, владение знаниями, умениями, навыками профессии);

- технологическая:

- субъектная (личностная, индивидуальная);

Виды компетенций в профессиональной деятельности

- разнообразие задач профессиональной деятельности;

- использование социально приемлемых и гибких технологий;

- сформированность субъекта профессиональной деятельности;

- способность выпускника ставить цели, осознавать и регулировать деятельность;

- опора на прошлый опыт;

- владение конкретными видами деятельности (специализация);

- владение несколькими смежными видами деятельности (универсализация);

- владение знаниями, умениями, навыками профессии.

Виды компетентности в профессиональном общении:

- коммуникативная;

- перцептивная;

- психологическая;

- диагностическая;

- этическая;

- эмпатийная;

- социокультурная.

Коммуникативные компетенции:

умение выполнять профессиональную деятельность в коллективе;

  владение приемами работы в команде;

  умение проектировать новую профессиональную среду;

умение обеспечивать взаимопонимание, взаимодействие в совместной профессиональной деятельности;

  использование широкого спектра коммуникативных техник, исключающих манипулирование другими людьми;

умение бесконфликтно сотрудничать с коллегами;

  умение изучать в ходе труда другого человека, сопереживать ему;

умение анализировать чужой профессиональный опыт;

умение соблюдать профессиональную этику, нормы языка общения.

Личность профессионала - совокупность психических качеств, психических свойств человека труда.

Компетентность в развитии личности профессионала, ее виды:

- психологическая

- индивидуальная;

- культурная;

Концепция индивида (Б.Г.Ананьев) - система природных свойств, как разноуровневое, структурное образование. Группа природных свойств: конституционные, нейродинамические, билатеральные особенности организма, признаки пола образуют класс первичных свойств , которые можно назвать индивидуально-типическими. Класс вторичных свойств: темперамент, структура органических потребностей, задатки и сенсорная организация.

Конформность ( от латинского conformis - подобный, сообразный) - податливость человека к реальному или воображаемому давлению группы, появляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Кризисы возрастные - особые относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменения.

Культура человека - обобщенный созидательный потенциал человека, включающий его сущностные силы и деятельность и могущий быть объетивированным в материальных и духовных ценностях, создаваемых человеком на основе творчества.

Культура (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура труда выражается в умение доводить начатое дело до конца; заботится о количественных и качественных результатах труда; в умение продуктивно и эффективно работать; содержать в порядке рабочие документы; в умение продумать организацию своего труда

Личностный и профессиональный рост спортивного педагога выражается в способности постоянного совершенствования личностных характеристик и профессиональных способностей. Совершенствование личности спортивного педагога осуществляется чрез тренинг психофизических свойств: памяти, внимания, мышления, эмоциональной устойчивости, формирование психофизической культуры - идеомоторной тренировки, аутогенной тренировки, саморегуляции организма, активного самовнушения и др. Личностный рост спортивного педагога является базой его профессионального совершенствования, результатом которого является его   профессиональная карьера.

Личностное развитие - развитие ценностно-смысловой сферы сознания личности, обеспечивающее становление ее субъективности.

Личностное развитие - развитие ценностно-смысловой сферы сознания личности, обеспечивающее становление ее субъективности.

Личной зрелости (компоненты):

1.    Ответственность;

2.    Терпимость;

3.    Саморазвитие позитивного мышления.

Личностные характеристики - сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, включая его самого.

Личность - человек как субъект социальных отношений, социальная сущность человека как ансамбль общественных отношений (К. Маркс) и как системное видовое свойство человека, формирующееся в совместной с другими людьми деятельности и в общении. Индивид как субъект социальных отношений и созидательной деятельности.

Личность в акмеологии - модель соотношения реальных особенностей,  способностей,  способов самореализации  и уровня развития с возможным, совершенным, идеальным уровнем, который достигается личностью как субъектом, путем использования своих психических, личностных, профессиональных и жизненных ресурсов для решения различного рода задач (социальных и др.) или через оказание ей акмеологической поддержки;

Личность в психологии (понятие) - устойчивый психический склад человека, динамическая структура составляющих "хочу" (потребности, мотивы), "могу" (способности), "я сам" (характер) и семантический интеграл притязаний, саморегуляции, удовлетво-ренности, индивидуальные особенности которого определяют способ ее самореализации в жизненном пути (стратегия жизни) в соответствии с высшими жизненными способностями (сознание, активность, организация времени) и системой жизненных отношений и деятельностей;

Личность в акмеологии (понятие) - модель соотношения реальных особенностей,  способностей,  способов самореализации  и уровня развития с возможным, совершенным, идеальным уровнем, который достигается личностью как субъектом, путем использования своих психических, личностных, профессиональных и жизненных ресурсов для решения различного рода задач (социальных и др.) или через оказание ей акмеологической поддержки;

Структура личности: направленность личности, способности, темперамент, мотивоционно-потребностная составляющая, характер.                                                                                            Черты личности - обобщенные ее характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических  признаков (эмоциональность, доминантность, моральность)(Шевандрин).

Личность человека характеризуется 5 основными потенциалами:  познавательный;  морально-нравственный;  творческий;   коммуникативный;    эстетический

Личность профессионала - совокупность психических качеств, психических свойств человека труда.

Метод воспитания - система действий воспитателя, направленных на сохранение, воспроизводство, развитие человеческого качества и соответствующих логике воспитательного процесса; способ самореализации педагога во взаимодействии с учащимися.

Методы акмеологии - совокупность а) адаптированных к акмеологическим задачам общенаучных методов и методов смежных наук (психологии, педагогики, социологии), а также б) специальных методов и подходов, отвечающих специфике акмеологической проблематики.

Методы самовоспитания: самоанализ, самооценка, самообязательство.

Модели 'акме' - разнообразные трактовки представления о сущности 'акме', которые являются отличительными признаками тех или иных акмеологических школ..

Наследственность - передача от родителей детям качеств и особенностей, обусловленных генетической программой.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Образовательная среда - совокупность условий, предоставляющих возможность для субъектов осуществлять образовательную деятельность.

Общая культура личности (базовая культура личности).

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование ее мировоззрения. Формирование общей культуры личности реализуется через гражданское воспитание (конституционная, правовая позиция личности); патриотическое воспитание (культура межнационального общения); нравственное воспитание (доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм); трудовое воспитание учащихся (учебный труд, общественно полезный труд, производственный труд); эстетическое воспитание (полноценное восприятие и правильное понимание прекрасного в искусстве и действительности); воспитание физической культуры учащихся (физическое развитие учащихся, развитие основных двигательных качеств, жизненно важных двигательных умений, интерес и потребность в систематических занятиях физической культурой, основы здорового образа жизни).

Ответственность - одна из форм активности личности, обозначающая ее способность гарантировать результат осуществления деятельности (жизни в целом) в определенные сроки и на качественно определенном уровне, несмотря на непредвиденные трудности и противоречия;

Реализация - действительное использование ресурса или потенциала чего-либо; выражает всеобщую форму саморазвития и самоопределения предмета (вещества, поля, потенциала и т.п.).

Парадигма - науковедческое и методологическое понятие, раскрывающее новый способ соотношения объекта и предмета познания.

Педагогическое мастерство - целостный феномен, характеризующий качество деятельности и индивидуальность педагога, который не может быть описан через простую сумму составляющих, но является интегральным показателем научности и нормативности действий и искусства поведения как внешнего плана мастерства, а также свойств индивидуальности (уникальность, универсальность, целостность) как внутреннего плана мастерства.

Педагогическое совершенство - понятие, применяемое для наиболее общей характеристики всех качественных сторон деятельности педагога и его свойств как личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Педагогическое совершенство включает характеристики профессионализма (достоинства и достижения), педагогического мастерства и свойств индивидуальности (Ю.А. Гагин).

Педагогическая компетентность - знание и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.

Персона - социально-типические образования личности, обусловленные сходным для большинства людей влиянием окружения.

Побуждение - мотивационный компонент характера.

Подходы к изучению жизненного пути человека

1 .идеографический подход к жизни, как к судьбе, не зависящий от человека.

2. биографический - выявляет неповторимый ансамбль жизненных обстоятельств.

3. онтогенетический - общая для всех людей периодизация личности.

4. Фрейд акцентировал определяющую роль детства (роль врождённой потребности в самореализации).

5. Эриксон раскрыл способность развития личности возникающие в каждом возрастном периоде, через разрешение 8-ми кризисов.

6. Ананьев Б.Г. ( соединение возрастной и социальной периодизации)

Жизненный путь рассматривается через самовыражение и самоактуализацию.

Показатели эффективности профессиональной деятельности:                             

1.    Результативные показатели:

  эффективность - целесообразное соответствие результатов поставленным целям;

  экономичность затрат ресурсов;

  производительность;

оптимальность;

  владение приемами деятельности на уровне высоких образцов (профессиональное мастерство);

  постановка новых задач и нахождение нестандартных решений (творческий подход).

2.    Процессуальные показатели:

  разнообразие задач профессиональной деятельности;

  использование социально приемлемых и гибких технологий;

сформированность субъекта профессиональной деятельности;

  способность человека ставить цели, осознавать и регулировать деятельность;

опора на прошлый опыт, накопленный в профессии и лично человеком;

  владение конкретными видами деятельности (специализация);

  владение несколькими смежными видами деятельности (универсализация);

  владение знаниями, умениями, навыками профессии.

Потенциал (лат. potentia - сила, мощь) - совокупность средств, скрытых возможностей, сил могущих проявиться при определенных условиях

Предмет акмеологии (по А.А, Бодалеву) - 'закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии'. Целостный человек в пору самореализации его творческой, т.е. созидательной зрелости - период в жизни человека от самостоятельного выбора профессии и учебного заведения до самостоятельного планирования ритма и режима работы, самостоятельной организации своего времени и способы достижения искомых результатов.

Предмет акмеологии (по Н.В. Кузьминой) - 'поиски следующих закономерностей: саморазвитие зрелого человека; самореализация его творческого потенциала и процесс созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам); факторы, объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин; закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности; самообразование; самоорганизация и самоконтроль; закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореализации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности'.

Признаки 'акме' (по А. Маслоу) - совокупность особых психических состояний, в которых человек непосредственно воспринимает Вселенную как живое целое, а как неотъемлемую его частицу.

Признаки личности:  Эмоциональность;   Активность;   Саморегуляция;    Побуждение.

Природа человека - наиболее общее понятие, применяющееся для раскрытия сущности человека не только в науке, но и в искусстве, а также в индивидуальном сознании.

Профессия - исторически возникшие формы деятельности, которые необходимы обществу и для выполнения которых человек должен иметь профессионально важные качества, обладать необходимыми знаниями и навыками. Постоянная специальность, вид деятельности, занятий, служащий источником существования.

Профессионал - человек, избравший что-либо постоянным основным своим занятием, обративший это занятие в свою профессию. Выполняющий профессиональную деятельность на уровне требований профессии, осознанно развивающий свою личность.

Профессиональное 'акме' - психическое состояние, определяющее высший уровень для человека в его профессиональном развитии на определенном отрезке времени.

Профессионализм - интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая соответствие человека требованиям профессии.

 Профессионализм включает в себя;

1.    Обеспечение человеком высокой результативности труда;

2.    Эффективное выполнение профессиональной деятельности;

3.    Взаимодействие с другими людьми.

Профессионализм охватывает 3 стороны труда:

1. Профессиональная деятельность;

2. Профессиональное общение;

3. Личность профессионала.

Профессиональная компетентность - интегральная профессиональная способность человека, означающая его подготовленность к решению определенного класса профессиональных задач.

Профессионограмма - документ, фиксирующий требования к профессии, к деятельности и личности специалиста. Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов.

Педагогическая компетентность - знание и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.

Педагогическая     культура передача  социально-педагогического, научно-педагогического, профессионально-педагогического опыта от преподавателей, учителей, родителей к воспитанникам. Педагогическая культура рассматривается в трех  научных  аспектах: аксиологическом (совокупность педагогических ценностей), деятельностном (совокупность специфических способов деятельности педагогов)и личностном(актуальные свойства личности педагога-
профессионала).Структура педагогической  культуры определена основными компонентами:

-           специальные способности и свойства педагогической личности (деловые качества, рефлексивные качества, коммуникативные качества, эмпатийные качества);

-           идейно-нравственные качества;

-           профессионально-этическое поведение;

-           педагогическое мастерство (знание предмета, педагогическая технология, педагогическое творчество, педагогический стиль).

Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Элементы педагогического мастерства: гуманистическая направленность личности (интересы, ценности, идеалы), профессиональное знание (предмета, методики его преподавания, смежных дисциплин), педагогические способности (коммуникативность, перцептивные способности, динамизм личности, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность), педагогическая техника.

Педагогическое     мастерство     спортивного     педагога

представляет 'синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебно-воспитательные задачи'. Слагаемые педагогического мастерства спортивного педагога:

-           знание учебного предмета (истории физической культуры и спорта, теории физического воспитания и спортивной тренировки, методики преподавания спортивных дисциплин и т.д.);

-           педагогическая технология (культура речи, логичность мысли, выразительность мимики и  жестов,  выбор   современных средств и методов обучения и воспитания. Владение образцовым показом техники физических упражнений и действий);

-           педагогическое творчество (творческое воображение, нестандартное мышление, потребность в поиске новой информации, анализ спортивного передового опыта);

-           педагогический стиль (педагогическая направленность и убежденность, умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность, педагогически направленное общение и поведение, педагогический такт и этика, повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников).

Педагогические способности - индивидуально-психологические особенности преподавателя, являющиеся условием успешности выполнения профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическая техника - умение управлять собой, умение взаимодействовать.

Педагогическая техника спортивного педагога включает понятия:

-           культуры и техники речи (корректное использование спортивной терминологии, связь с рече-двигательной координацией, не многословие, простота и ясность изложения, грамотность построения фраз, четкость подачи команд);

-           средства общения (мимические и пантомимические средства выразительности, общение действиями. Кодово-символическое общение, специфика жестов в методике обучения спортивных дисциплин. Судейская жестикуляция);

-           облик спортивного педагога (внешний вид, стиль одежды рабочей и повседневной, манера поведения, спортивная физическая форма).

Педагогическая этика изучает особенности

педагогической морали, раскрывает сущность общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, ее функции. Дает представление о нравственных основах педагогической деятельности. Обращает особое внимание на специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Задачей педагогической этики как науки является развитие, углубление и пропаганда этических знаний с целью повышения уровня педагогической и нравственно-этической культуры учителей и всех педагогических работников.

Педология - (от греч.pais, paidos ) - дитя+логия, буквально наука о детях - совокупность психологических, биологических, социологических, педаго-гических концепций развития ребенка.

Профессионал - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленной на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.

Профессионализм - устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области труда.

Профессионально-значимые качества педагога - включают: направленность личности педагога, отношение к педагогическому труду, профессионально-нравственные качества, интересы и духовные потребности, саморегуляцию личности педагога.

Профессионально-педагогическая культура является мерой и способом творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, а также стабилизирующим фактором, сдерживающим инволюционные процессы в вузе. Формирование профессионально-педагогической культуры. основано на создании специальных условий, позволяющих разработать индивидуальные, инновационно-рефлексивные формы освоения педагогической культуры, ориентирующих педагогов на познание и переосмысление собственно педагогического опыта. Создание педагогических новшеств, развитие личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности и своего профессионального Я, овладение новыми способами профессиональной самореализации.

Профессионально-педагогическая культура спортивного педагога - это высокий уровень проявления специальных знаний, практических умений и навыков, основанный на духовно-нравственном воспитании самой личности. Основными компонентами профессионально-педагогической культуры спортивного педагога выступают:

-           духовно-нравственный компонент, реализуемый через понятия: этика, мораль, педагогическая этика, этика спортивных отношений;

-           социокультурный компонент, реализуемый через понятия: педагогическое мастерство, культура взаимоотношений, культура речи, педагогическая рефлексия;

-           субъективистский компонент, что представляется в способности к самовоспитанию, творческой деятельности и т.д.

Профессиональная компетентность - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой деятельности, ее принадлежности к определенным видам.

Профессиональная компетентность спортивного педагога - владение спортивным педагогом необходимой суммой знаний, спортивных умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности спортивного педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

Профессиональная компетенция - круг полномочий, какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Профессиональная культура способ формирования и развития сущностных сил человека в процессе их профессиональной деятельности

Профессиональная рефлексия спортивного педагога - способность сосредоточиться на себе самом, анализировать и объективно оценивать свою педагогическую деятельность.

Профессиональные   способности спортивного педагога

делятся на следующие группы:

-           дидактические способности - способность передавать учебный материал, делая его доступным;

-           академические способности - способность углубленно изучать смежные науки (историю олимпийского движения, адаптивную физическую культуру, коррекционную педагогику и др.);

-           перцептивные способности - способность сопереживать, педагогическая наблюдательность;

-           речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли;

-           авторитарные способности - способность добиваться авторитета у учащихся с помощью непосредственно эмоционального влияния и многие другие способности, направленные на эффективность и оптимизацию деятельности спортивного педагога.

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. П.с. охватывает проблемы взаимосвязи П.с. с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др.

Профессионально-  педагогическая  этика  спортивного педагога отражается основными ценностями (категориями):

-           профессиональный педагогический долг (наполненное социальным содержанием чувство ответственности спортивного педагога за результаты деятельности, связанной с организацией учебно-тренировочного процесса);

-           справедливость (определенный подход к оценке поведения, основанный на критерии общественной пользы); профессиональная честь и достоинство;

-           педагогическая совесть;

-           педагогический авторитет.

Профессиональное  самовоспитание педагога

заключается в постоянном стремлении педагога, как можно лучше подготовится к предстоящей деятельности. Рассматривается, прежде всего, с точки зрения содержания того, что должно совершенствоваться. Следовательно, содержанием профессионального самовоспитания педагога должны явиться все профессионально значимые качества его личности, включая как его мировоззрение, так и его здоровье.

Профессиональное самовоспитание спортивного педагога -это способность к саморазвитию на протяжении всей трудовой деятельности. Способность поддерживать 'свою спортивную форму', физическое и психическое здоровье, интерес к своей профессии.

Профессиональные     умения     спортивного     педагога.

Спортивный педагог должен уметь:

-           определять общие и конкретные цели физического воспитания и спорта;

-           определять цели и задачи конкретного занятия или спортивной тренировки;

-           подбирать и применять современные методы обучения и воспитания;

-           использовать современные средства физической культуры и спорта;

-           подбирать разнообразные формы занятий с учетом возростно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности, состояния здоровья и др.;

-           уметь прогнозировать свою деятельность и владеть современными технологиями обучения двигательным действиям и спортивной тренировки.

Среди умений спортивного педагога ярко выражены:
конструктивные (планирование своей деятельности),
организаторские
(реализациянамеченныхпланов),

коммуникативные (общение с учениками, коллегами, родителями), гностические (углубленное познание особенностей своей деятельности), двигательные умения.

 Психологический подход к личности (Деркач)

Данный подход включает в себя методологические принципы:

- Личностный принцип, согласно которому все психические процессы, состояния, способности представляют собой не изо-лированные функции, а в широком смысле способности лич-ности, имеющие ее в своем основании.

Например, не просто восприятие, память, мышление, а спо-собность личности воспринимать мир (видеть, слышать и т. д.), запоминать, думать о решении встающих перед ней жизненных задач.

- Принцип развития, согласно которому личность развивает-ся в следующих направлениях:

а) возрастном;

б) индивидуальном;

в) социальном и социально-психологическом;

г) культурно-историческом;

д) духовно-нравственном;

е)  субъектном - как субъект деятельности, общения, жиз-ненного пути; подразумевает, что личность проходит опреде-ленные, последовательно развертывающиеся во времени ста-дии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития.

Деятельностный подход, согласно которому личность прояв-ляется и развивается в деятельности; в отличие от поступатель-ного и необратимого характера развития личности, деклариру-емого предыдущим принципом, в данном подходе одновремен-но выявляется и обратимость развития личности, результатом деятельности является не только ее продукт, но и сама лич-ность. Впоследствии вариант деятельностного подхода был раз-работан А.Н. Леонтьевым применительно к внутреннему стро-ению психики и сознания.

-  Принцип соотношения биологического, природного и социаль-ного

8 ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ (по Э.Эриксону)

1.    1-ый год жизни (доверие либо недоверие к окружающему миру)

2.    1-3 года (приучение к опрятности, страх либо гармония со своим телом.

3.    3-6,5 лет (окружение либо даёт ребёнку самоутвердится либо нет)

4.    6,5-11 лет (мл.школа: приобретение вкуса, либо отвращение к работе и учёбе)

5.    11-15 лет (происходит идентификация подростка, выбор форм поведения)

6.    15-35 лет (поиск партнёра для совместной жизни)

7.    примерно 40 лет (развитие чувства сохранения рода)

8.    период старости (подведение итогов жизни.

Самоактуализация (от лат. aktualis - деятельный) - понятие, означающее изменение человеком своего бытия посредством собственной активности; стремление человека к наиболее полному становлению и реализации своих индивидных и личностных возможностей.

Пути самоактуализации (по Маслоу):

1. Человек отдается своим переживаниям полностью, живо, самозабвенно, не боясь быть поглощенным ими без подросткового смущения;

2. Жизнь рассматривать как процесс последовательных выборов и в каждой есть прогрессивный и регрессивный выбор;

3. Должна существовать самость человека;

4. Испытывать сомнения, будьте, по возможности, честны;

5. Прислушиваться к внутреннему голосу;

6. Самоактуализация - процесс актуализации потенции индивида в любое время, в любой степени;

7. На пути самоактуализации есть пиковые переживания;

8. Раскрытие индивидом своих собственных характеристик.

Самореализация - претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей.

Саморегуляция - системная характеристика, определяющая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях.

Самосовершенствование - процесс самообразования, самовоспитания, саморазвития личности.

Сенсоматорная организация относится к важным характеристикам человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Сенсоматорная система входит в структуру интеллектуального потенциала взрослого человека. В самом чувственном процессе различения происходит сравнение, анализ, индукция, т.е. формирование механизма суждения. У взрослого человека этот процесс становится фактором интеллектуального развития, его обучаемости.

Системный подход (как методологический принцип в психологии Б.Ф. Ломов), согласно которому личность рассматривается как: иерархическая система, саморегулирующая система, самоорганизующаяся в соотношении с внешним миром; проективная система, проявляющая свои потенциальные возможности и личностную перспективу, впмсанная в социальную систему, система жизненных и ценностных отношений.

Смысл жизни - субъективное обобщение жизни по критериям её подлинности - не подлинности и полноты самовыражения личности, а также периоды, относящиеся к прошлому, настоящему и будущему.

Стратегия жизни - разрешение человеком жизненных противоречий и определение кардинального направления и способа жизни, соответствующему своему типу.

Способности  -   индивидуальные     психологические     особенности     личности, являющиеся условием успешного овладения и выполнения какого-либо вида деятельности.

Способность к организации времени - одна из высших жизненных способностей личности, связанных с жизненным путем; имеются типологические механизмы у разных личностей, которые очерчивают их возможности - ограничения успешно действовать в объективно различных режимах времени деятельности (дефиците, лимите, норме и т. д.) и строить более или менее оптимальные стратегии жизненного пути.

Социализация личности ( от лат socialis - общественный) - процесс и результат воспроизводства индивидом социального опыта (ценностей, смыслов", норм, установок, образцов поведения), присущих обществу, социальной общности, группе.

Спортивная акмеология - одно из направлений современной акмеологии, в котором наиболее ярко (как в историческом, так и в методологическом плане) представлены современные тенденции развития акмеологической науки и практики.

Спортивное мастерство - высокий качественный уровень двигательной или педагогической деятельности в спорте, характеризующийся определенной мерой соответствия нормативности (некоторой заданноеT) и своеобразием, неповторимостью способов деятельности.

Спортивное (двигательное) мастерство - высший качественный уровень двигательных действий в спорте, характеризующийся, прежде всего, индивидуальным стилем двигательных действий, обеспечивающим решение двигательных задач и достижение все более высоких спортивных целей.

Спортивное (педагогическое) мастерство - высокий качественный уровень педагогический в спорте характеризующийся, прежде всего, искусством профессионального общения субъектов тренировочного процесса (спортсмена, тренера, психолога, исследователя и др.).

Способности - индивидуальные особенности личности, развивающиеся на основе задатков в проявляющиеся в определенных видах деятельности.

Становление - категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений.

Стратегия жизни (от лат. strategia - вести войско) - искусство проектированиях жизненного пути человека, основанного на правильных, принятых им в качестве императива и далеко идущих, прогнозах.

Субъект (от лат. Subjektum)- человек или группа как носитель активности, источник деятельности. Основным свойством человека как субъекта является направленность его деятельности (Б.Ф. Ломов).

субъект - категория, имеющая общефилософское, мето-дологическое и конкретно-научное значение:

субъект (философское) - источник активности, обладаю-щий способностью самодетерминации, самоопределения, само-развития, самосовершенствования (Гегель, С.Л. Рубинштейн);

 субъект (методологическое) - оптимальный способ само-организации путем саморегуляции своих особенностей, спо-собностей, интеграции любых составляющих и решения раз-личного рода противоречий человеком (личностью, группой), ведущий к его совершенствованию (К.А, Абульханова);

- субъект (конкретно-научное) (дифференциальное) - субъект дея-тельности, субъект общения, субъект познания, каждому из ко-торых присуща качественная специфика способов активности, организации и осуществления деятельности, общения, позна-ния (Б.Г. Ананьев); личность как субъект жизненного пути - оптимальный ценностный способ его организации, регуляции и координации событий, поступков, отношений в избираемом личностью направлении и способ разрешения жизненных про-тиворечий, ведущий к построению жизненной стратегии и со-вершенствованию личности.

Понятие суъекта:

Первое направление связано с преодолением бессубъектного понимания деятельности, деятельностного подхода;

Второе - с разработкой и конкретизацией понятий личности как субъекта жизненного пути;

Третье - касается трактовки понятия личности и субъекта;

Четвертое - связано с выявлением самоорганизации, самореализации других форм психической организации,

разработкой понятия развития личности.

Субъектный опыт - опыт прошлого и переживаемого здесь и теперь поведения, в котором сам человек может дать отчет себе о своих возможностях, правилах организаций собственных действий, значимых для него ценностях, иерархии предпочтений и потребностей.

Субъективные характеристики - все качества человека, от которых зависит осуществление им деятельности.

Сущностные силы человека - общенаучная категория, отражающая целостную природу человека как качественного состояния высшего уровня его становления, достигшего зрелости, завершенности.

Самовоспитание - формирование собственной личности. Сознательная и целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности. Цель самовоспитания - развить у себя социально и личностно значимые качества.

Специфика профессиональной деятельности спортивного педагога:

-           условия психической напряженности (шум в спортивном зале, крики занимающихся, необходимость переключения с одной возрастной группы учащихся на другую, значительная нагрузка на речевой аппарат, ответственность за жизнь и здоровье учеников);

-           условия физической нагрузки (необходимость показывать физические упражнения, страховка занимающихся, физическая нагрузка, особенно в туристических походах, занятиях на лыжах);

-           условия, связанные с внешенесредовыми факторами (климатические и погодные условия, санитарно-гигиеническое состояние спортивных залов, площадок).

Спортивный педагог - специалист, работающий в сфере физической культуры и спорта. Выполняет функции педагога по физической культуре в образовательных учреждениях, тренера по избранному виду спорта, инструктора по фитнесу, инструктора по избранному виду спорта, преподавателя физического воспитания, преподавателя спортивных и теоретических дисциплин в высших учебных заведениях.

Спортивная этика изучает проблемы нравственного поведения людей в процессе занятий физической культурой и спортом. Призвана изучать поведение и внутренний мир спортсменов с точки зрения их соответствия или несоответствия моральным требованиям, их нравственного значения. Призвана разъяснять нравственное значение тех или иных действий, мотивов личностных качеств спортсменов, спортивных судей и других участников учебно-тренировочного и соревновательного процесса. Спортивная этика строится на взаимоотношениях: отношение спортсмена к самому себе как к личности, спортсмен - тренер, спортсмен - спортсмен, спортсмен - зритель.

Способности   -  индивидуальные     психологические     особенности     личности, являющиеся условием успешного овладения и выполнения какого-либо вида деятельности. Способности: элементарные - общие ( присущие всем), частные (индивидуальные); сложные: общие и частные.

Структура  профессионально-педагогической направленности:

- объект направленности (профессиональной деятельности),

- удовлетворенность,

- помехоустойчивость,

- центральность (самооценка как важнейший регулятор поведения и деятельности,

- валентность (возможность использования полученных профессиональных знаний, умений и степень их сформированности).

Творчество - специфическая человеческая деятельность, сочетающая в себе как имманентные свойства человека, так и признаки ее как способа существования действительности и состоящая в приумножении материальных и духовных ценностей, наделенных новыми, авторскими смыслами.

Творческий потенциал - скрытые возможности в решении творческих задач.

Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент - общий врожденный стиль реагирования, возбудимость, восприимчивость человека впечатлениям внешнего мира. Готовность либо отдать, либо сохранить энергию проявляется в трех типологических свойствах темперамента:                                                                                                             1. Активность; 2. Эмоциональность; 3. Экстраверсия   и   интроверсия   (экстраверсия   -   преимущественно   направленность   личности   во   вне; интроверсия - направленность индивида внутрь себя).

Теории социализации и развития личности (по Шевандрину Н.Н.):

Психоаналитические теории (теория психосексуального развития З.Фрейда, стадии психосоциального развития Э.Эриксона - 8 стадий развития - 8 кризисов);

Когнитивные теории (Ж.Пиаже, А.Валлон);

Бихевиористические теории (теории поведения);

Гуманистически ориентированные теории (А. Маслоу);

Деятельностный подход (А.Н. Лентьев);

Теория развития личности (в рамках деятельностного подхода - А.В. Петровский);

Системный подход развития личности.

Типы самоопределения на основе личностного потенциала:

Тип 1 - самоопределение в конкретной деятельности.

    Тип 2 - самоопределение в специальности и профессии (группе родственных специальностей);

    Тип 3 - жизненное самоопределение, в котором профессиональное является важной составной частью;

    Тип 4 - личностное самоопределение, как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человеку удается стать хозяином ситуации и всей жизни.

Типология стилей. Стиль как личностная диспозиция.

1. Стили жизни (поведения, активности, саморегуляции); 2. Стили руководства/ лидерства (авторитарны, демократический, либеральный); 3. Когнитивные стили (когнитивные контроли: индивидуальные различия в протекании перцептивных и когнитивных процессов); 4. Индивидуальные стили деятельности  (стиль руководителя ) рассматриваются как психологические системы отдельного субъекта.

Тренер - специалист, занимающийся подготовкой спортсменов в каком-либо виде спорта.

Уникальность (от лат. unikum - единственное в своем роде, необыкновенное) - характеристика предмета, человека с точки зрения его неповторимости, единственности в своем роде, исключительности.

Уровень 'акме' - параметр совершенства человека и его деятельности, который характеризует, образно говоря калибр 'акме'.

Уровни самореализации человека:

1) агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень);

2) стремление мирно избежать данной деятельности;

3) выполнение данной деятельности по образцу;

4) стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы;

5) стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень самореализации).

Факторы достижения 'акме' - наиболее существенные обстоятельства достижения людьми 'акме'.

Фазы жизненного развития человека - возрастные периоды, выделяемые в разных классификациях по разным основаниям.

Фенотип - результат взаимодействия генетической информации со средой;

филогенетического и онтогенетического развития.

Физические способности - сенсомоторные качества, готовность к продуктивной деятельности в определенных отношениях. Физические способности необходимы для любого характера труда.

Формирование профессионально-педагогической культуры спортивного педагога -процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, внешней среды: реализация культурологического и гуманитарного подходов в процессе подготовки будущих спортивных педагогов.

Этика - философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее   сущность,  понятийные    и императивные формы. Предметом нормативной этики является моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования. С понятием морали неразрывно связано нравственное воспитание людей. Сущность морали в стремлении людей к справедливости.

Характер - 1)совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств; 2) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения

Ценности - заключенные в объектах и явлениях общественной жизни и природы, выступающие благодаря этому как эталон должного.

Человек - существо, находящееся на высшей ступени развития жизни, субъект исторического процесса. Человек, как биологический вид характеризуется:

1.Человек - существо общественное. Вне общества не может развиться;

2. Сообщества людей персонализированы. Все люди индивидуальности от рождения;

3. Существованием в иерархическом сообществе уникальных индивидов.

Широта 'акме' - параметр совершенства человека и его деятельности, который характеризует многосторонность его таланта и многогранность его применения.

Эмоциональность - совокупность  качеств личности,  определяющих динамику  возникновения,   протекания   и прекращения эмоционального состояния.

Я-концепция - осознаваемая система представлений индивида о самом себе как основа взаимодействия его с другими людьми и отношения к самому себе.

 

 

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ


 


 

Copyright © 2007, РГУФК. Все права защищены.
При использовании материалов с сайта, ссылка на источник обязательна.