РГУФКСиТ

КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ

 ОТЧЁТ КАФЕДРЫ
2002-2007гг.


ПРЕПОДАВАТЕЛИ

УЧЕБНИКИ

СТАТЬИ

НИИИТО

 

 

Глава 9

ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ПСИХОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

С общеметодологической точки зрения роли и функции психологии спорта относятся пока ещё недостаточно разработанным проблемам довольно противоречивого характера. Частично эти проблемы затрагиваются в работах зарубежных учёных (1), которые предлагают  собственные аналитико-оценочные позиции понимания психологических аспектов спортивной деятельности, где ролевые и функциональные характеристики психологии спорта, особенно по  общеметодологическим и социально-педагогическим направлениям их интерпретации - представляются разноречивыми, порождающие условия для творческой полемики и дальнейшего рассуждения.
Попытаемся представить на наш взгляд более важные концепции, методологические позиции и рассуждения, имеющие относительно принципиальное значение. И так, начнём с констатации того факта, что в работах учёных как в научной литературе в России так и за рубежом адаптировалось мнение по которому существует постоянное противоречие между типом социальной стимуляции психологии и типом накопленных знаний. Современные запросы практики развились до системы практических задач постоянно нарастающей сложности: общественная потребность использования психологических знаний в промышленности, в образовании, здравоохранении, науке, культуре, государственном управлении, и наконец, в спорте постоянно возрастает, она принимает форму всеобщего.

 

 

9.1  Психологическая сущность психологических исследований в спорте.

Существует постоянное противоречие между типом социальной стимуляции психологии и типом накопленных знаний. Выделяем три типа психологического знания о спорте и спортивной деятельности (рис. 1):

а) созерцательно - объяснительный тип - когда при продуцировании знаний о спорте, как специфическом виде человеческой деятельности, исследователь не вмешивался предна?меренно, активно и целенаправленно в ход изучаемых событий;

б) эмпирический тип знаний, который уже отличался опытным подходом к той или иной практической потребности спорта. На эмпирическом уровне происходит скрупулезный анализ различных сторон изучаемых явлений спортивной деятельности. Этот тип знаний наиболее ярко проявлялся в практической деятельности психологов в работе комплексных научных групп, которые были созданы в 70-80-е годы ХХ столетия в СССР.

Следует подчеркнуть, что эмпирические закономерности не выходят за пределы логики практической деятельности. Они отображают способ спортивной деятельности, достигшей положительного или отрицательного эффекта в какой-либо конкретной ситуации;

в) третий тип - это действенно - преобразующий тип знаний соответствующий построению аналитико-синтетических моделей практической деятельности, что и определяет построение и развитие различных психологических теорий.

Психология выполняет роль фокуса и роль отправной точки теории психологического знания о природе, механизмах, формах и функциях взаимодействия между такими понятиями (компонентами) как "человек-мир", "организм-среда", "субъект-объект", "субъект-субъект". Вот почему сегодня так важна и необходима роль психологии при описании феномена и явления, каким является мир спорта, а также, при описании всех поведенческих проявлений человека в спортивной деятельности.

Психология сегодня обслуживает практически все виды и направления физкультурно-спортивной деятельности человека (см. рис. 2). Следует отметить, что изучение поведения человека в экстремальной спортивной деятельности, в свою очередь расширяет теоретические основы практически всех направлений психологии: психофизиологии, психологии личности и коллектива, психодиагностики и многих других направлений психологии.

По существу, рис.2 демонстрирует, что психология спорта представлена обширным рядом психологических наук. Однако, следует обратить внимание на то обстоятельство, что строгой классификации этих наук не существует. Они перечисляются обычно в недостаточно определенном порядке, например: а) общая психология, б) социальная психология, в) возрастная и педагогическая психология, г) юридическая психология, д) психофизиология и т.д.

Уже сам недостаточно определенный порядок расположения названных наук указывает на то, что они еще не представляют строгой системы и в значительной мере тяготеют к конгломерату. Функции данных психологических наук 'обслуживающих" сферу спортивной деятельности отчетливо не выяснены, основания для дифференциации не во всех случаях убедительны. Неясно, например, по каким причинам возрастной аспект выделяется из общей психологии? Почему педагогическая психология становится в один ряд с возрастной?

Сложность функциональных обязанностей различных психологических наук, при решении задачи быть первым в соревновательной деятельности, определяется также сложностью структуры спортивной деятельности (рис. 3).

 

 

Рис 3.   Классификация видов спортивной деятельности, психических состояний и психологических методов и средств

 

Следует отметить, что представленная схема носит слишком обобщенный характер. В реальной практике все кто участвует в системе спортивной подготовки и в организации соревновательной деятельности должны знать всю многосложность структуры двигательной деятельности в определенной спортивной дисциплине, знать о психических состояниях вызываемых физической и психической нагрузки, и что не менее важно, знать все современные психологические методы и средства реабилитации спортсменов.

Роль психологии в спорте - это сознательная ориентация на те достижения современной психологии, естественно в ее различных направлениях, на те ее идеи и гипотезы, которые открывают наиболее значительные перспективы в исследовании спортивной деятельности и личности спортсменов. Психология спорта с первых лет своего становления тесно связана с общей психологией, развивающейся на основе диалектико-материалистической методологии. Например, первые советские спортивные психологи, изучавшие общие психофизиологические закономерности поведения спортсменов, сформулировали общепсихологическую проблему, связанную с определением роли осознания человеком внешних воздействий в организации и координации движений. Решение этой проблемы служило одним из важнейших оснований построения общей теории спортивной психологии, как теория единства сознания и деятельности спортсмена  П.А.Рудик, А.Ц.Пуни, Л.В.Гиссен, А.В.Родионов, В.А.Плахтиенко, Б.А.Вяткин, Ю.А.Ханин, В.Л.Малкин и др..  В настоящей работе употребляем понятие "советская психология", чтобы было понятно отнесение к историко-политическому времени, отдать должное, особенно, украинским, белорусским, грузинским, армянским и некоторым другим выдающимся психологам, которые внесли соответствующий вклад в построение фундамента современной теории спортивной психологии  Лалаян, Коломиец, Г.Аветисян.

В исследованиях чувства равновесия был намечен принцип материалистического понимания роли сознания и деятельности спортсменов, ее саморегуляция предполагает умение человека сознательно управлять своими действиями, психическими процессами и состояниями На основе такого подхода к деятельности спортсменов и при должном учете указанной выше теории связи сознания и деятельности советские спортивные психологи провели оригинальные исследования условий и особенностей формирования двигательных навыков. Известно, что в своем традиционном истолковании навык выступал лишь как автоматизированный и лишенный элементов сознания компонент более широкого круга действий. Результаты исследования спортивных навыков опровергли такое их понимание. Было показано, что достаточно совершенные навыки представляют собою сложную и целостную систему действий, выполняемую под контролем сознания (П.А Рудик, А.Ц. Пуни) Методика спортивной тренировки получила при этом более адекватную психологическую основу, чем традиционное представление о навыках и условиях их формирования. Подлинные возможности теории навыка еще далеко не использованы при рациональной организации обучения и тренировки в спорте, в этой области нужны конкретные прикладные работы.

В настоящее время спортивная психология спорта сложилась как самостоятельная пси?холого-педагогическая дисциплина с определенным кругом проблем и методов, учитывающих запросы практики физического воспитания и совершенствования спортивного мастерства.

К ним относятся, прежде всего, проблема формирования личности в спортивной деятельности, определение того, какие общие и специальные требования она предъявляет к человеку и какими путями их можно у него воспитывать в общих условиях физической подготовки и при специальных формах спортивных занятий. Существенное значение приобретают сейчас социально-психологические аспекты физического воспитания и спорта, связанные с характеристиками спортивных коллективов, с его особой воспитательной ролью.

Спортсмены редко выступают или тренируются в социальном вакууме (рис. 4).

Даже при самостоятельных тренировках спортсмен часто соотносит свои результаты с показателями своих соперников, а также прогнозирует возможные реакции на свои выступления со стороны своего тренера, друзей, болельщиков, членов семьи. Спортсмен также знает, что позже его выступление заслужит либо аплодисменты, либо порицание, недовольство и критику со стороны более крупной и индифферентной группы зрителей. Телевидение, средства массовой информации еще больше усиливают социально-психологическое давление, испытываемое спортсменами высокого класса.

Социальные условия и ситуации влияют на выступление спортсмена по разному Например, характер и направленность социального одобрения или неодобрения, которое он получает, может повлиять на уровень его самооценки, на его отношение к самому себе. Более того, именно это давление извне является, по-видимому, той побудительной силой, которая приводит человека в спорт и определяет выбор специфического вида спортивной деятельности.

Таким образом, спортивная деятельность включает в себя широкую и разнообразную систему человеческих отношений, характер которых существенно влияет на эффективность деятельности спортсмена. Этот факт отражает общепсихологический принцип - принцип изменчивости психических и физических процессов человека под влиянием различных социальных ситуаций. Вот почему средства и методы социальной психологии становятся значительным достоянием различной спортивной практики, и, следовательно, между спортивной и социальной психологией устанавливаются содержательные связи.

Полностью сохраняет свое значение проблема психологической подготовки спортсменов, как общей подготовки к занятиям спортом, так и специальной подготовки к соревнованиям. В этом плане особенно важны исследования психических состояний, возникающих у спортсменов в различных условиях их жизни и деятельности, в частности причин возникновения и средств устранения стресса. С этим тесно связана проблема психологической надежности в спортивной деятельности, важным моментом которой выступает устойчивость ее осуществления на должном уровне в различных экстремальных обстоятельствах.

Еще далек от завершения психологический анализ спортивной деятельности и ее отдельных видов Особенно актуальна задача уточнения и углубления психограмм по разным видам спорта, задача построения адекватных социально-психологических моделей 'идеальных" представителей каждой спортивной профессии.

Лишь на этой основе могут достаточно эффективно разрабатываться вопросы психо?диагностики, вопросы создания таких методик, с помощью которых можно было бы сравнительно быстро и надежно выявлять, с одной стороны, наличие у человека предпосылок к тем или иным видам спорта, с другой - уровень сформированности этой деятельности и соответствующих ей психофизиологических и психических процессов и качеств личности. Эти моменты важны для отбора подходящих кандидатов в соответствующие виды спорта или на определенные соревнования.

Психологи часто используют термин "деятельность". Однако не все и не всегда употребляют его в современном психологическом значении и в теоретически выверенном смысле А это - обязательное условие разумного рассмотрения и решения многих частных психологических вопросов. В спортивной психологии, в частности в российской психологии, сложился опре?деленный способ анализа деятельности, его следует кратко изложить.

Деятельность - это целесообразное приобретение объекта субъектом для получения продукта, удовлетворяющего некоторую потребность. Это взаимодействие субъекта с объектом, в процессе которого объект приобретает субъективную форму о б разов, ориентирующих его преобразование Продукты деятельности, удовлетворяющие соответствующие потребности, представляют собой ее мотив. Превращение исходного предмета в продукт - сложный и многоступенчатый процесс, распределяемый во времени и даже между несколькими членами коллектива. Поэтому в нем выделяются промежуточные продукты. Получение каждого из них выступает как цель. Система целей определяет общее направление деятельности и последовательность деятельности и преобразования исходного объекта в продукт (рис. 5).

Рис. 5. Психологическая структура спортивной деятельности (по А.В. Родионову).

Каждая цель выступает перед субъектом в определенных условиях ее достижения, связь цели и условий характеризует задачу. Преобразование условий при достижении цели - это действие субъекта (решение задачи). Условия достижения одной и той же цели могут меняться, поэтому меняется и содержание действия, т.е. его операция (одно и то же действие может иметь разный состав операций).

Таким образом, анализ предметного содержания деятельности состоит в выделении ее потребностей-мотивов, в вычленении входящих в нее задач и действий-операций. Целостная деятельность соотносится с понятиями потребности-мотивы; действие - с понятием цели, операция - с понятием условий; с понятием задачи соотносится связь данного действия с реализующими его конкретными операциями. В настоящее время важнейшая задача психологии и всех ее отраслей состоит в разработке общих методов выявления предметного содержания различных видов деятельности.

Следующий анализ деятельности состоит в выяснении тех процессов, благодаря которым реализуется ее предметное содержание. Так, необходимо изучить процессы возникновения самих потребностей и их превращения в мотивы (процесс опредмечивания потребности). Следует отметить, что в этом заключен особенно ответственный момент жизни человека, так как с появлением мотивов его деятельность получает четкую направленность. Далее, необходимо выделить и изучить механизмы самого целеполагания, процессы определения субъектом системы целей и постановки ряда задач. Процессы их решения состоят в выборе и построении действий и операций, адекватных целям и условиям. Этот этап анализа может быть достаточно эффективным лишь в том случае, если предварительно точно определено предметное содержание деятельности. К сожалению, экспериментаторы нередко игнорируют это обстоятельство и пытаются, например, изучать особенности мотивов или целей без точного знания предметных характеристик деятельности в целом и ее компонентов.

Третий этап анализа деятельности состоит в том, чтобы установить комплекс психических функций (способностей), участвующих в реализации предметного содержания деятельности. Так, в процессе превращения потребностей в мотивы решающую роль играют практические действия со всеми обеспечивающими их сенсомоторными, перцептивными, интел?лектуальными (наглядно-образными) и эмоциональными функциями.

Отметим, что встречающие психограммы при всей тщательности своего исполнения порой характеризуют лишь случайные комплексы психических функций, входящих в ту или иную деятельность. Это объясняется тем, что их включение в психограмму происходит без специального и развернутого проведения двух первых этапов анализа деятельности, третий этап получает свои необходимые предпосылки в результате первых двух предыдущих.

Четвертый этап анализа деятельности предполагает раскрытие ее динамики, ее развития (как в возрастном так и функциональном плане). Это наиболее трудная проблема, при решении которой обнаруживается подлинная зрелость исследователя-психолога. Особенность этой дина?мики состоит в том, что при реализации деятельности единицы ее предметного содержания меняют свои функции - цель может стать мотивом, действие - операцией и т.д. Поэтому важно различать исходную и превращенные формы данного вида деятельности.

Есть основания полагать, что спортивная деятельность еще не имеет теории, которая включала бы в развернутом виде четыре основных этапа своего анализа (но предпосылки для этого уже созданы). Особенно слабо разработаны ее характеристики, связанные с I и IV этапами. Эти моменты должны стать объектом специального внимания исследователей. Без раскрытия возрастной динамики спортивной деятельности нельзя дать глубокого психолого-педагогического обоснования физического воспитания; без понимания ее функциональной динамики трудно построить психолого-педагогические основы процесса совершенствования спортивного мастерства.

Понимание общей структуры деятельности и процессов ее реализации важно для решения многих конкретных психологических вопросов, в частности для изучения известной проблемы регуляции поведения, связанной с выяснением комплекса его детерминант. Специальные исследования показывают, что так называемый 'контур" регуляции деятельности включает в себя процессы выяснения субъектов ее целей, задач и условий выполнения, активный набор или построение соответствующего действия, а также анализ и критическую оценку достигнутых результатов, что обеспечивает их обратную связь с замыслом действия и его коррекцию. Для определенных видов деятельности уже созданы экспериментальные методики формирования этих звеньев регуляции при сознательной рефлексии испытуемых на их последовательность и связь. В этом случае выполнение деятельности приобретает положительные характеристики, не наблюдаемые при ее обычном и стихийном осуществлении В частности оказалось, что при некоторых условиях своеобразной локализации может подвергнуться такое явление, как утомление. Оно не наблюдается в тех звеньях регуляции, которые в данный момент особенно актуальны для совершенного выполнения деятельности.

Изучение способов формирования контуров регуляции деятельности может проводиться, естественно, применительно к проблемам спортивной надежности. Отметим, что роль осознания спортсменом приемов и способов своей деятельности для поступательного совершенствования мастерства отмечалась рядом специалистов.

На наш взгляд, теория деятельности, разрабатываемая сейчас в ряде стран, может служить более адекватной и прочной основой психологии спорта, чем ряд других психологических концепций, возникающих на необихевиористических принципах или даже в прямом противостоянии им (например, схема ТОТЕ, предложенная Прибрамом, Галантером, Миллером).

В психологии спорта в последнее время много внимания уделяется вопросам природы коллектива, вопросам его развития, влияния на личность спортсмена. Их решение имеет важное значение для физического воспитания и спорта, поскольку многие виды спортивной деятельности протекают в коллективе.

Одним из результатов исследования явилась теория так называемых малых групп, более или менее удачно описывающая элементарные системы совместной деятельности людей. Советская социальная психология считает, что поведение людей в этих элементарных системах испытывает влияние более широких систем, в которые они включены, и в конечном счете определяется их принадлежностью к той или иной социально-экономической формации. Установлено, что группа выступает как функциональная единица нового качества, нежели индивид. Поэтому главный путь повышения эффективности групповой деятельности состоит, прежде всего, в ее организации. При достаточно продолжительном взаимодействии участников в процессе совместной деятельности в ней складываются групповые нормы, выполняющие функцию регулятора, определяющие направленность данной группы и используемые участниками как критерии при выборе способов поведения.

Согласие в отношении групповых норм, осознание этого согласия и взаимная привязанность членов группы создают основу для высокой ее сплоченности, проявляющейся во взаимопомощи и взаимной ответственности участников. Привязанность индивида к группе связана с действием (при различном удельном весе) следующих факторов: 1) значимость группы для индивида, обусловленная как идеологическими и моральными ценностями группы, так и ее способностью удовлетворять потребности индивида; 2) конкурентная значимость других групп; 3) ощущение общности судьбы с другими участниками группы; 4) ощущаемый престиж группы. Взаимодополнительные роли, хорошо усвоенные и эффективно исполняемые участниками, обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в единый ансамбль. Недостаточная согласованность ролевых ожиданий приводит к срывам совместной дея?тельности и конфликтам внутри группы.

Эффективность групповых действий связано с характером связей их исполнителей. При этом наилучшее решение проблем достигается не фиксированной иерархической структурой, а более гибкой, меняющейся структурой Однако создание такой структуры предполагает определенные личностные качества участников группы.

Эффективность совместной деятельности связана также с 'психологическим климатом" коллектива. Он отражает социально-психологические особенности всей системы этой деятельности в форме настроений и эмоций.

В современной литературе о спорте нетрудно заметить две тенденции. Одна из них связана с уверенностью в больших возможностях развития человеческого общества, открывающих простор всестороннему и гармоническому развитию личности. В этой системе взглядов спорт рассматривается как средство укрепления мира и дружбы между народами, средство повышения трудового и духовного потенциала, воспитания коллективизма, физического развития и морального совершенствования человека. Для другой тенденции, представленной именно в зарубежной социальной психологии, характерны представления о беспер?спективности, о нарастающем кризисе человеческих отношений, о неискоренимо эгоистической природе человека, о растущем отчуждении, о межличностных напряжениях, ищущих выхода в агрессивности человеческого поведения.

Непредубежденному человеку ясно, что спорт, как и всякое явление общественной жизни, не может существовать и развиваться без внутренних противоречий. В каждой спортивной игре можно наблюдать и товарищескую спайку, и соперничество, и стремление к достижению, и взаимовыручку, и агрессивность. Почему же тогда исследователи приходят к таким полярно противоположным оценкам? Во-первых, потому, что спортивная деятельность не существует (и, следовательно, не может изучаться сама по себе) безотносительно к той социальной системе, внутри которой она протекает. В зависимости от социально-экономических, политических, культурных и т.д. условий общества те или иные процессы и тенденции, связанные со спортом, выступают на первый план. Вот пример. На основе своих исследований Хейнел, Макинтош и некоторые другие утверждают, что спортивные соревнования ведут к разжиганию нацио?налистических страстей. Такой вывод, однако, нуждается в уточнении. Корректнее было бы сказать, что в странах, где существует расовая дискриминация, где и без того напряжены нацио?нальные отношения, спортивный матч между двух национальностей действительно может возбуждать и укреплять националистические чувства. Однако в другой системе, где господствуют не националистические, а интернационалистические отношения, подобный же матч будет способствовать укреплению дружбы между народами.

Многие области современной общественной практики связаны с проблемами психо?диагностики. Она выступает как одно из условий отбора людей для выполнения деятельности при высоких требованиях к ее совершенству. Эти проблемы остры и в спорте. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что проблемы отбора затрагивают лишь так называемый большой спорт. Это объясняется тем, что высокие спортивные достижения возможны при условии, когда пик мастерства совпадает с пиком морфо-физиологического развития человека, поэтому срок активного и высоко результативного участия в большом спорте сравнительно невелик Необходимость быстрого роста мастерства здесь имеет нередко решающее значение.

Задачи физического воспитания и массового спорта не тождественны задачам большого спорта, который раскрывает максимальные для данного времени и данного вида спортивной деятельности возможности человеческого рода. Массовый же спорт раскрывает возможности не рода, а индивида. Это необходимо в интересах сохранения оптимального физического состояния человека на максимальный срок. Именно этим обусловлен в первую очередь выбор человеком той или иной спортивной специальности в массовом спорте, где отбор просто неуместен.

Вместе с тем следует иметь в виду, что даже при создании самых совершенных методик отбора воспитание спортсмена и подготовка его к высоким достижениям не могут быть решены путем лишь отбора. Как бы умело ни отбирались будущие мастера, нужно помнить, что успеха добиваются не мышцы и не то или иное свойство нервной системы, а человек, личность. Личность раскрывает свои подлинные возможности при увлеченном и творческом овладении мастерством. Воспитание увлеченного, высокоидейного мастера составляет основное содержание работы тренера и преподавателей учебных заведений. Наличие отбора не только не снимает, но с особой остротой ставит вопрос об улучшении методик обучения и воспитания.

Сам отбор в спорте можно подразделить на три вида: 1) отбор по спортивной перспективности; 2) отбор по спортивной надежности; 3) отбор по спортивной готовности. Обычно приходится решать задачи, совмещающие в той или иной степени все эти виды (рис.6).

Рис.6. Три вида отбора в спорте

 

Недостаточно отчетливое расчленение этих трех видов отбора приводит нередко к неправильным методическим выводам. Отбор по спортивной перспективности состоит в выявлении (диагностировании) устойчивых психологических и психофизиологических индивидуальных особенностей человека, на базе которых может успешно формироваться его творческая деятельность в отдельных видах спорта.

Иные задачи стоят перед отбором по спортивной надежности. Высокий класс спортсмена сам по себе еще не гарантирует получение им высоких оценок в условиях высокой конкуренции. Для обеспечения спортивной надежности большое значение имеет опыт, приобретаемый человеком в процессе участия в больших соревнованиях. Но свое значение сохраняют и некоторые природные данные; во всяком случае, спортивная надежность представляет собою сложное явление особого порядка, и ее не следует смешивать с перспективностью в собственном смысле этого слова.

В определенных условиях (комплектование команды к соревнованиям,, подведение итогов тренировочного сбора и т. п.) важное значение приобретает проверка спортивной готовности. Ее диагностирование показывает, насколько успешно спортсмен овладел на данный момент техническим арсеналом своей спортивной специальности. Лучшим способом диагностирования готовности являются тесты достижений или успешности. Это отработанные стандартизованные пробы.

Учитывая важность проблемы отбора в большом спорте, ее нужно разрабатывать на фунда?менте тех достижений в психодиагностике, которые получают свое теоретическое обоснование в общей психологии. К сожалению, многие тесты, используемые при таком отборе, не имеют соответствующего обоснования. Так, широко используются (особенно на Западе) перцептивно-моторные тесты (работы Гиссома и Томаса и др.). Однако они, как и многие другие, фиксируют прежде всего конкретную готовность.

В заключение отметим еще раз, что перспективы психологии спорта в существенной степени зависят от того, насколько тесно эта дисциплина связана с общей психологией, особенно с ее современными идеями в области строения деятельности, структуры личности, коллектива и межличностных отношений, в области психодиагностики и отбора.

Нам думается, что поставленные выше проблемы и эксклюзивные (авторские) мнения по различным вопросам теории и методологии спортивной психологии и педагогики станут объектом углублённого интереса и предметом изучения среди студентов, аспирантов и преподавателей в высших учебных заведениях физкультурно-спортивной направленности. Кафедра педагогики радостно встретит всех желающих продолжать разговор по данной проблеме, которая несомненно богата тематическими направлениями для углублённого суждения, более широкого осмысления и разноспектральной её разработки.  

 

 

 

9.2  Ценностные ориентации спортсмена

Место ценностных ориентаций в структуре личности

 

 

            Говоря о формировании, развитии и саморазвитии личности, необходимо затронуть вопросы его структуры, условий и механизмов, обеспечивающих эти процессы. По сути, любой индивид, рождаясь, по мере социализации, т.е., приобщается к тому содержанию человеческой деятельности, закрепленного в общественном сознании, - которое и определяет его индивидуальное сознание.

            В структуре личности принято выделять блоки биологически обусловленных особенностей, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности и социально обусловленные качества личности, причем, все компоненты тесно взаимодействуют. Доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

            Статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации (далее ЦО), структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни.

            На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимосвязь между: а) информацией о людях и межличностных отношениях; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности. Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах (Б.Г. Ананьев).

            Платонов К.К. анализируя взаимодействие иерархий подструктур личности определяет вид формирования направленности личности через воспитание. Важно и то, какие связи здесь существуют:

            с сознанием  - в основном от сознания будущего;

            с отражением - отношение к отражаемому на основе опыта;

            с потребностью - через отражение социальной нужды;

            с активностью - через убеждения.

            Личность как целое образуется стойкими психическими свойствами - ?чертами личности?. Как писал С.Л. Рубинштейн: ?Психическое свойство - это способность индивида на определенные объективные воздействия закономерно отвечать определенными психическими деятельностями?.

            Одна из основных видов деятельности человека - ориентировочная. Ориентировочная деятельность же предполагает и исследование и обследование. При этом ?ориентировочная деятельность не ограничивается одними интеллектуальными функциями, даже во всем их диапазоне - от восприятия до мышления включительно. И потребности, и чувства, и воля не только нуждаются в ориентировке, но с психологической стороны представляют не что иное, ?как разные формы ориентировочной деятельности субъекта в различных проблемных ситуациях, разных задач и с разными средствами их решения? (П.Я. Гальперин)

            Таким образом, человек ориентируется наряду с пространственно-временными коррелятами и во внутреннем пространстве - в интеллектуальных задачах (в процессе мышления), в собственных чувствах, в моральных принципах (моральная ответственность), а воля - форма ориентировки субъекта. То есть, человек как субъект деятельности и общения, пропуская внешнее через внутренние условия (восприятие и отношение), ориентируется в целом, многоуровневом комплексе условий, прежде чем осуществить собственную деятельность. И именно внутреннее содержание определяет стратегию как повседневного поведения, так и жизненной стратегии.

            Надо отметить, что ориентировка задается ориентировочным рефлексом по 7-ми параметрам: вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево, точка отправления. Эти основные ориентации формировали пространственные оси и во внутреннем мире человека (С.М. Белозеров). Причем на основании своей ориентации в пространстве человек выстраивает и представление о мире - образе мира, в котором он действует. От степени сформированности (целостность, полнота) образа явлений мира и образа себя, а также уровня их сложности зависит степень самоорганизованности человека, его взаимодействие с миром в целом как в настоящем, так и будущем (на основе предыдущего опыта).

            Но существенным является то, что объекты мира означены и предстают в сознании человека как знаки, символы, понятия, термины. Человек, приобщаясь к культуре, присваивает их, делая собственным содержанием и в ходе собственного развития, от непосредственного взаимодействия с окружающим миром, действует с ним опосредовано, то есть через содержание сознания, представленность мира в нем.

            Так что же задает направленность ориентации человека? Что является главным определяющим в его ориентировке, а значит и деятельности в целом? Наиболее важное, превалирующее в его сознании явление - ценность чего бы то ни было.

            Б.Г. Ананьев в своих трудах показал, что становление личности - субъекта познания, труда и общения протекает во времени и осуществляется на протяжении всего жизненного цикла человека под влиянием факторов, ускоряющих, замедляющих или задерживающих ее развитие. Так как психическая жизнь человека подвижна, определена и динамическая природа ценностной основы личности, т.е. ЦО динамичны, изменчивы, как и деятельность, в которую включен субъект.

Как было сказано выше, спортсмен включен в систему деятельностей, содержание которых в различной степени актуализированы им. Как отмечают представители психосинтеза, реализуя определенный вид деятельности, в сознании формируется определенная субличность, которая подчинена своей структурой тем целям, желаниям и потребностям, которые актуализируются для субъекта в тот или иной период его жизни. Но очевидно, что в различные периоды своей жизни индивид вступает во все больший круг общественных отношений и реализует больше видов деятельностей, причем некоторые из них им не воспринимаются полностью как потенциально нужные и полезные для него, отрицая отчасти их содержание. Помимо этого восприятие ценностного содержание происходить, хаотично и неосознанно через средства массовой информации, ненадежных источников и т.п.. Все это вместе порождает непростое, фрагментарное, напряженное, не соотнесенное содержание сознания. Так как для самоопределения и выбора ценностное сознание как регулятивный механизм жизнедеятельности - важнейшее условие, педагогу, тренеру как носителям культурного содержания деятельности и смыслов необходимо знать механизмы, средства и условия становления личности в совместной деятельности и личностно образующих феноменов, таких как ЦО.

Ценностные ориентации (ЦО) - ценности, присвоенные и реализуемые в поведении человека как личностный регулятивный принцип, в отличие от ценности - заключенной в символах, знаке значимости явлений, закрепленных в культуре, в общественном, индивидуальном сознании. То есть, ценность становится ценностной ориентацией для субъекта когда он ее когнитивно, эмоционально и поведенчески реализует (знаю - принимаю - действую).

            ЦО - результат усвоения социального опыта, содержание которых обнаруживается в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности, т.е. это система сознательных отношений личности к обществу, труду, самому себе (В.Н. Мясищев), динамика установки (Д.Н. Узнадзе), нравственные позиции и мотивы поведения личности (Л.И. Божович).

            В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

            Ценностные ориентации выступают системообразующим механизмом, интегрирующим процесс становления личности в пространственно-временном отношении, выступая как свернутая программа жизнедеятельности. Формирование и динамика ценностных ориентаций спортсмена обусловлены смыслом и особым значением целей спортивной деятельности, которые задают ракурс видения деятельности (действий, операций) и самого себя в процессе их осуществления. В рамках углубления в профессиональную деятельности, особенно профессиональных знаний, происходит переоценка ценностей, в результате которой личность выстраивает стратегию жизнедеятельности. От содержания и структуры ценностных ориентаций зависит успешность процесса развития и самореализации личности.

            Вообще о ценностной регуляции активности можно говорить лишь в том случае, когда человек в своем личностном развитии достиг определенной зрелости, и система убеждений сложилась у него как система ценностей. До этого в регуляции активности человека могут доминировать диспозиции более низкого уровня, такие как интериоризированные социальные нормы, простые нужды или потребности (к примеру, потребность в адаптации) и т.п., которые могут быть как ?внутренними?, так и ситуативно определяемыми.

            Жизнедеятельность личности изменчива в силу ее социально- исторической обусловленности. Это определяет функционирование ценностей в индивидуальном сознании, специфика которого заключается в том, что меняется положение, полярность, соответствие ценности индивида ценностям групп в силу приобретаемого им опыта. Относительно устойчивости ценностных ориентаций личности существует три позиции:

      1. Существует некоторое устойчивое ядро (направление личности), которое цементирует постоянство мотивов поведения и оценок окружающих человека явлений. Оно является неким результатом непрекращающегося саморазвития личности, определяя ее социальную зрелость;

      2. Неустойчивость ценностных ориентаций, которые характеризуются зависимостью от конкретных социальных ситуаций;

      3. Компромиссная позиция, пытаясь свести полярно противоположные, выделяет сформированные, глубинные ЦО, неподдающиеся изменению и периферийные, более динамичные, легко изменяющиеся под воздействием социальной среды и могут быть в процессе перестройки структурного основания ценностного сознания войти в глубинное ядро личности.

Таким образом, в ходе ориентировки в ситуации личностью может быть переструктурирована ценностная основа, которая влечет за собой многоплановую модель поведения. В данном случае личности важно определиться в оптимальности выбора.

Для педагога важно знать о ценностном сознании то, что оно субъективно структурировано,  динамически изменчиво, причем динамика возможна частично, затрагивая ту или иную сферу ценностного сознания, а формирование ценности и ее переделывание (т.е. смещение, замещение, нивелирование и.т.д.) протекает трудно. И принципиально важным является активная позиция личности для оптимального ее развития.

Спортивная деятельность накладывает свой отпечаток на глубинную структуру личности. Ранее профессиональное самоопределение в спортивной деятельности во многом определяет направленность развития человека. Содержание профессионального сознания включает в себя систему осознанных профессионально необходимых смыслов деятельности, обобщенных и оперативных знаний о целях и средствах, планах и программах, об объектах и субъектах взаимодействия, нормы и критерии оценки успешности и эффективности и др.

 

Условия формирования ценностных ориентаций личности спортсмена:

?      культурная среда - физическая культура и спорт - как пространство коллективных идей, представлений, ценностей, языка, символов, речи, норм и ролевых предписаний, а также способов мышления и деятельности;

?      коллективная деятельность - спортивно-тренировочная, в ходе осуществления которой человек присваивает как ценности, так и структуру самой деятельности;

?      самосознание. 

Механизмы формирования ЦО личности спортсмена:

?      интериоризация ценностного содержания общественного сознания;

?      самоопределение.

Средства формирования ЦО личности спортсмена:

?      СМИ;

?      искусство (кино, театр, литература);

?      коллективная и совместная деятельность.

 

            Через совместную деятельность с другими, через подражание, научение, т.е. адаптацию, индивид активно и сознательно конструирует свое внутренне пространство. В.В. Давыдов, основоположник развивающего обучения настаивает на том, что личность - это субъект деятельности, производящий новый продукт в акте творчества и потому понятия личности и творчества неотделимы друг от друга. Но это может быть осуществимо лишь вследствие коллективной деятельности, в которой субъект деятельности научается, интериоризируя структуру и содержание деятельности, оперировать ее схемами, выходя на мета уровень, т.е. рефлексируя свою деятельность, ее способы. Однако весь этот процесс может и не осуществиться, если отсутствуют три принципа осуществления этого процесса становления: общность, сознание и деятельность (В.И. Слободчиков). Наряду с наличествующей деятельностью, коллективом, необходимым условием является сознательное отношение индивидуального субъекта деятельности к ней. Он должен находить для себя интерес  в этой деятельности, осознавать ее значимость, т.е. в ее содержании черпать условие и цель собственного становления - а это определяется его мотивами, ценностными ориентациями.      

 

Специфика становления спортсмена заключена в той системе деятельностей, в которую он включен с момента начала спортивной карьеры. Формирование личности в сфере физической культуры и спорта как процесс, определяемый содержанием спортивной деятельности, которой свойственны целенаправленное достижение спортивного мастерства с использованием приемлемых средств, как со стороны спортсмена, так и со стороны социума в конкретно-исторических условиях жизнедеятельности. Особенностью  профессионального становления личности в сфере ФК и С является ее раннее вхождение в профессиональную среду, строго заданный образ жизни с определенным морально-этическим кодексом.

Для комплексного изучения становления личности в спорте важно определить ту систему видов деятельностей в которую она включена:

-         непосредственно спортивная деятельность (тренировочная, соревновательная, пред- и постсоревновательная;

-         учебная;

-         трудовая;

-         досуговая (рекреативно- развлекательная);

-         общение (межличностные отношения разной степени близости);

-         личностный рост;

-         формирование нравственности (общечеловеческие ценности)

Спортивная деятельность как вид человеческой деятельности характеризуется:

-         высочайшей мотивацией к осуществлению деятельности;

-         четкими критериями оценки результатов (спортивный норматив, ранг, звание, титул и т.п.);

-         высокими требованиями к активности человека (высокие физические и психические нагрузки);

-         конкретностью в социальном взаимодействии в отличие от жизни вообще, что и отличает ее ясностью нормативных категорий;

-          пути достижения цели (методики подготовки к соревнованиям);

-         преодоление не только достойного, сильного соперника, но и собственных слабостей;

-         распространенностью, популярностью идеала профессионального спортсмена, т.е. субъект может присвоить уже созданный СМИ идеальный образ успешного спортсмена, того, ?кем я хочу стать? и т.д.

Осуществляя эту деятельность спортсмену как индивидуальному субъекту деятельности присущи такие особенности, как самооценка с завышенными возможностями, с повышением уровня мастерства появляется стремление к самовоспитанию, реализации своей индивидуальности и творческое отношение к профессиональной деятельности. Таким образом, спорт - деятельность, высокие требования со стороны которой дают возможность многостороннего совершенствования человека (А.Ц. Пуни).

Личность в спорте, избирая определенный вид, вступая в специфическую область, интериоризирует ее в своем сознании. Так как человеческому существу присуще ориентироваться как в физическом, так и смысловом пространстве, выстраивая образ мира и себя в нем, то условия осуществления деятельности, специфика взаимодействия с другими и нормы, принятые в этом сообществе определяют  основное содержание ценностных ориентаций субъекта этого сообщества.

Формирование ЦО в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни и определяется жизненными отношениями, в которых находится личность. И если со стороны СМИ влияние характеризуется противоречивостью и хаотичностью, то со стороны целенаправленного влияния педагога, тренера оно должно носит последовательный, экологичный характер, где средствами выступают содержание искусства и коллективной деятельности. Педагог и тренер здесь - выступает референтным носителем ценностей сферы физической культуры и спорта.

 

 

Спортсмен - человек, который приобщается к профессии на стадии дошкольного и школьного образования. Это самый ранний этап вступления в процесс профессионализации, т.е. еще не обладая навыками саморегуляции, рефлексии, ребенок приобщается к ценностному содержанию своей профессии (в случае спортсменов).

Учеными (О.Г. Дробницкий, В.Б. Ольшанский) выделяются следующие основные блоки профессионального сознания:

-         профессиональные ценности (обусловленные ролью профессии в жизни общества и отдельного человека, идеалы, цели;

-         концептуальные модели деятельности;

-         программы действий;

-         профессиональное самосознание

При рассмотрении функций сознания выделяются такие функции, как познание, отношение, целеполагание, образ ?Я? и др.

Ценности спортивной деятельности - особенности предметов и явлений, данные в социальной и индивидуальной жизни спортсмена, которые позволяют человеку удовлетворить свои материальные, духовные и общественные потребности, служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей (Румянцева О.М., Попов А.Л.).

Ряд ученых (М.А. Арвисто, М.Я. Валенский, О.М.Румянцева,  К. Heinemann, D. Kurz) разработали классификации ценностей физкультурно-спортивной деятельности, в самом общем виде которые можно определить в следующие блоки:

·        ценности-объекты;

·        ценности-цели;

·        ценности-средства;

·        ценности-условия;

·        ценности-знания;

·        ценности-отношения;

·        ценности-качества;

·        ценности-мотивы ( Румянцева О.М.)

Для того, чтобы понимать, каким образом выстраивать взаимодействия со спортсменом, необходимо знать, чем обусловлено его поведение, отношение к деятельности и т.д.

 

9.3 Ценностные ориентации студентов вуза физической
культуры и спорта

 

Анализируя ценностные ориентации обучающихся в физкультурном ВУЗе интересно проследить взаимосвязь двух видов ценностей, их соответствие друг другу, т.е. с помощью каких средств планируется достижение целей.

Ценности-цели  ?жизненная мудрость? и ?активная жизнь? на всех стадиях в образовательного процесса сохраняют абсолютную значимость в структуре ценностных ориентаций.

Абитуриентам свойственно принижать ценность дружественных отношений, развлечений и альтруизма. Такая расстановка приоритетов характеризует нацеленность личности на поступление в ВУЗ, что требует дополнительной подготовки, время на которую компенсируется за счет времяпрепровождения с друзьями. Познанию отводиться место после ценностей здоровья, любви, красоты и общественного признания. Отсюда следует, что на данном этапе познание само по себе не имеет особого значения для личности, а важен статус студента. Семейная жизнь здесь рассматривается в перспективе и на данном этапе означает поиск возможного партнера, а свобода - относительную независимость по отношению к родителям и учителям, потому как форма обучения ВУЗа позволяет самостоятельно определять характер обучения (нет жесткого контроля со стороны преподавательского состава).

У второкурсников разброс в приоритетности тех или иных ценностей минимален, однако, выделились блоки предпочтений. Будучи студентами, включенных в процесс обучения, учащиеся ИФК, сохраняя ведущие позиции ценностного отношения, выносят в этот ряд ценность ?интересной работы?. Это объясняется желанием обрести материальную независимость, что подтверждается тем фактом, что ценность ?материально обеспеченной жизни? переходит с 11-го места на 6-е. Подобная тенденция прослеживается и во взаимоотношениях с друзьями (от 16-й позиции на 7-ю). Ценности альтруизма, развлечений, творчества и семейной жизни находятся на периферии ценностного отношения. В общем, сравнительный анализ показал, что, непосредственно находясь в процессе обучения, явных предпочтений у студентов нет, а ценностное отношение ко всем явлениям сглажено. Так, ценности ?развлечения?, ?счастливой семейной жизни?, ?творчества? и ?уверенности в себе? равноположены, что говорит о разносторонней направленности интересов,  широком диапазоне взаимодействия с другими, поиска партнера и включенность в процесс обучения.

На завершающей стадии обучения (5-й курс) важны ценности взаимоотношений, работы и признания, а ценности свободы, материально обеспеченной жизни, развлечений и развития отходят на задний план. Если учесть, что личность оказывается в ситуации поиска и самоопределения в выборе места работы, где происходит напряженная внутренняя работа по построению планов, подготовке к профессиональной деятельности и построению жизненной стратегии, то расстановка приоритетов в ценном сознании полностью соответствует сложившейся жизненной ситуации.

Если сравнивать между собой картину ценностных предпочтений, то можно сделать вывод о том, что в отличие от абитуриентов и второкурсников, специалисты скорого будущего четко формулируют приоритеты, что отражает их рефлексивное дифференцированное отношение. К тому же резко выпадающие ценности в структуре ЦО абитуриентов и пятикурсников,  отличные от сглаженной структуры ЦО второкурсников, указывают на выводящую из равновесия систему ценностей в  кризисных жизненных ситуациях, требующих самоопределения личности.

 

Ценности-средства.

Характер структуры ценностных ориентаций тот же, что подтверждает сделанные ранее выводы  о динамике изменения структуры ЦО. У абитуриентов превалируют такие ценности, как ?рационализм?, ?эффективность в делах?, а так же ?воспитанность? и ?независимость?. Данные ценности выступают в качестве средств, обеспечивающих достижение поставленных целей на данном этапе жизненного пути. Примечательно, что нивелируются терпимость, честность и твердая воля. Подобная структура ЦО говорит о том, что абитуриент нацелен на ближайшие цели и живет настоящим, где будущее (планы, проекты и т.д.) размыто.

У второкурсников активизируются ценности, находящиеся на  периферийном плане у абитуриентов, в то время как центральные отходят на второй план. Так, для второкурсника важны ценности аккуратности, воспитанности, высоких запросов и жизнерадостности. Ценности трудовой деятельности второстепенны (например, рационализм). Образованность оценивается ниже, нежели на стадии поступления в ВУЗ.

На завершающей стадии профессионального обучения (5-й курс) абсолютную ценность приобретает образованность, затем следуют воспитанность,  жизнерадостность и смелость. Помимо этих качеств, как необходимыми средствами реализации жизненных задач выступили ценности смелости, терпимости и чуткости, вытеснив непримиримость к недостаткам в себе и других и независимость.

Данные исследования динамики ценностных ориентаций абитуриентов и студентов ИФК позволили сделать следующий вывод: ЦО личности в сфере высшего физкультурного образования претерпевают значительные изменения, выраженные в изменении отношения как к самому образованию, так и переоценке всей системы ценностей. Неизменно значимыми в системе ЦО являются ценности ?жизненной мудрости? и ?активной деятельной жизни?. ЦО на этапах поступления в ВУЗ и завершения обучения характеризуется вышедшей из равновесия состоянием системы ценностей. На стадии поступления в ВУЗ значимы ценности межличностных отношений и общественного признания, в процессе - активизируются ценности интересной работы и материально обеспеченной жизни, а при окончании ВУЗа, приобретает особую значимость дружба.

У девушек картина структурных преобразований в ценностной сфере повторяет общую динамику изменения ЦО, сохраняя приоритеты ценностей, обеспечивающих социальную поддержку. Однако существуют особенности. Так, отношение к здоровью изменяется от полного равнодушия (довузовская стадия) до значимого ранга (4-е место в системе ценностей на втором курсе) и нивелирования на пятом курсе. То же повторяется в отношении ценности семейной жизни. Познание занимает срединную позицию, а интересная работа теряет свою привлекательность вовсе по завершению обучения, где наибольший интерес представляет дружба.

У юношей несколько иное распределение ценностных приоритетов, набор которых характеризует ориентацию на социальный, внешний успех. Значимые позиции занимают ценности материально обеспеченной жизни, общественного признания и интересной работы. Однако, абитуриенты ценят материальное благополучие, не связывая его с трудовой деятельностью.

Анализ полученных данных в системе инструментальных ценностей выявил следующие предпочтения: как действенные для достижения целей девушками выделяются аккуратность и воспитанность, в то время как для юношей это - наряду с воспитанностью, - рационализм, смелость и высокие запросы.

Среди учащихся-спортсменов определена ориентация на активную, продуктивную жизнь, здоровье, познание способствует достижению высоких спортивных результатов. Эффективными средствами спортивных достижений для мастеров спорта (МС) являются терпимость, смелость, рационализм и твердая воля,  кандидатами в  мастера спорта (КМС) выделены эффективность в делах, аккуратность, высокие запросы и воспитанность. МС, выйдя на высокий уровень спортивного мастерства, рассматривают свою деятельность в спорте с точки зрения рационализма ее исполнения и ориентированы на успех за счет личностных качеств. КМС склонны видеть в аккуратности исполнения тренировочной деятельности успешную реализацию своего потенциала, что выражено в позитивном настрое (ориентация на успех).

Перворазрядники выделяют ценности взаимоотношений (любовь, друзья),  активной жизни и здоровья. Для них значимы: воспитанность, образованность, жизнерадостность, чуткость. Данный набор ценностных ориентаций характеризует направленность на межличностные отношения, которые, по всей видимости, выступают на данной стадии спортивного мастерства ведущим мотивом занятий спортом (товарищи по команде). Ориентированность на себя и материальное благополучие характерна для спортсменов второго разряда, в число наиболее высоко оцениваемых ценностей которых вошли свобода, уверенность в себе, красота, а так же деньги и интересная работа. Реализация данных ценностей-целей, с точки зрения данной системы ЦО, возможны с помощью воспитанности, самоконтроля, рационализма и аккуратности. В число значимых инструментальных ценностей вошла ?непримиримость к недостаткам в себе и других?. Второразрядники, таким образом, осознают необходимость самосовершенствования, с одной стороны, а с другой - нацелены на обогащение.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что при повышении уровня спортивного мастерства, личность проходит стадии от заинтересованности в сопутствующих спортивную деятельность мотивах до концентрации на содержании деятельности и ориентируется в большей степени на внутренний потенциал, отдавая предпочтение развитию волевых качеств и смелости.

Высшее физкультурное образование включает в себя подготовку  специалистов в нескольких направлениях:

 Направление ?Физическая культура? (специальность ?Физическая культура и спорт?) включает в себя факультеты спортивных единоборств и прикладных видов спорта, игровых, циклических и сложно-координационных видов спорта.

Гуманитарный факультет готовит специалистов в областях спортивной режиссуры, связи с общественностью, спортивным менеджментом и адаптивной физической культуры.

Студенты всех специализаций, за исключением спортивного менеджмента и связи с общественностью ценят активную жизнь. Будущие тренеры циклических видов спорта выносят в центр своего ценностного отношения ценности жизненной мудрости, интересной работы, друзей, денег и здоровья. Любовь, творчество и развлечения не имеют достаточного веса в системе ценностей, которая в целом не имеет резко выпадающих показателей значимости ценностей, и может быть охарактеризована как  относительно гармоничная. Несколько схожа с нею структура ЦО будущих специалистов в игровых видах спорта, имеющая более выраженное колебание в отношении предпочтений. Ими более высоко оцениваются здоровье, счастье других, семейная жизнь, а уступают ценности развития, интересной работы. Студенты, занимающиеся спортивными единоборствами, на первый план выносят ценности семейной жизни, дружбы, жизненной мудрости и здоровья, отводя деньгам и развлечениям последнее место. В сложно-координационных видах превалируют ценности развлечений и продуктивной жизни. Ценность познания занимает значимое место в системе ЦО, в то время как в трех предыдущих специальностях занимала 14-е место.

Гуманитарный факультет ценят продуктивную жизнь, друзей, развлечения и творчество. Студенты факультета ?Физическая реабилитация и рекреация? выносят в ранг наиболее значимых красоту, семейную жизнь, спортивные режиссеры - напротив, ориентированы на холостой образ жизни. Ценность развития заинтересовывает лишь постольку, поскольку, занимая срединное место в системах ЦО всех факультетов.

Занятия спортом формируют ценностное отношение личности, что подтвердилось в полученных данных эксперимента. Циклическим видам спорта более чем всем остальным присуща гармоничность в системе ЦО, для спортивных единоборств характерно предпочтение идеальных ценностей материальным, а также целенаправленной жизнедеятельности развлечениям, которые принимаются как значимые в сложно-координационных видах спорта.

Студенты гуманитарного факультета видят в творчестве, дружбе  и продуктивной жизни смысл наиболее значимых.

В разряд наиболее предпочитаемых средств достижения целей у гуманитарных специальностей вошли воспитанность, аккуратность, ответственность. Примечательно, что у специалистов по видам спорта превалируют ценности труда и ориентированность на успех.

 

Социальные установки.

 

Абсолютно значимой для  студентов ИФК является свобода, оценка остальных ценностей-установок колеблется на протяжении всего процесса обучения. Так, абитуриенты ориентированы на труд и процесс, ценя альтруистические качества. Второкурсники предпочитают соблюдать собственные интересы (эгоизм), сохраняя приоритет за установками на процесс-результат. Пятикурсники ставят ценности альтруизма и свободы наравне, однако распределение мест указывает на их вовлеченность в процесс обучения, заинтересованность в его результате. Подобная динамика изменения приоритетов социальных установок характеризует относительное постоянство значимого отношения к учебному процессу  и колебанию в ориентированности на себя/других в межличностных отношениях.

Сравнительный анализ динамики ЦО  девушек и юношей определил общее различия в системах социальных установок. Общим здесь выступило то, что как девушки, так и юноши больше всего ценят свободу.

При сравнительном анализе между предпочтениями у девушек и юношей обнаружились следующие различия: девушки ориентированы, главным образом,  на интересы окружающих, а юноши на собственные. Однако ориентация во взаимоотношениях с окружающими  у девушек меняется в процессе обучения, и на втором курсе личные интересы преобладают над интересами других. Эгоизм, отношение к деньгам достигают своего наивысшего значения для девушек на 2-м курсе, будучи совершенно ?обесцениваемым? при поступлении в ВУЗ. В отношении работы девушки ответственно подходят к ее выполнению и нацелены на успешный результат, в то время как юношам интересен результат как таковой. Для девушек ценность денег не значительна, юноши же выдвигают их на значимое место в системе предпочтений, которая динамически преображается следующим образом. Наблюдаются колебания удельного веса ценностей власти, уступающей по значимости ценностям эгоизма и свободы, сохраняют высокие позиции в системе социальных установок на протяжении всего процесса обучения.

Таким образом, можно говорить о существенных различиях систем социальных установок девушек и юношей в отношении к процессуально-результативным характеристикам деятельности, в которых девушки проявляют большую ответственность за качество исполнения, нацеленного на результат, при этом девушки ориентированы на окружение, что указывает на эффективное взаимодействие и коммуникации. Юноши ориентированы на собственный успех, отдавая предпочтение результатам действий.

Свобода, занимающая первое место в ранге у перво- и второразрядников на каждом последующем этапе уступает одну позицию. Это объясняется тем, что высокий спортивный результат обязывает спортсмена соблюдать определенные правила поведения и условия жизнедеятельности, образующих определенный образ жизни, и подчинять ему все свое время. Значительный перепад наблюдается у КМС в сопоставляемых ценностях альтруизма и эгоизма, что характеризует крайне четкую позицию по отношению к каждой и четкой ориентацией на собственные цели и интересы. Ценности свободы и власти сохраняют уровень оценки на всех уровнях, которая, несмотря на это, соответствует разному рангу в системе ЦО. Распределение приоритетов характеристик деятельности показывает, что на стадиях 1-го и 2-го разряда они разрознены и одна выглядит значительно важнее другой. Осознание важности и взаимообусловленности обеих приходит на уровне КМС, однако, находится на заднем плане. И лишь у МС они занимают ведущие позиции, которые определяют успешность спортивной деятельности.

Результаты исследования ЦО по факультетам и сравнительный анализ показали, что в разряд значимых попали ценности свободы, процесса, результата. Самыми альтруистичными оказались студенты факультета ?Физическая реабилитация и рекреация? и ?спортивные единоборства?, а эгоистичными - студенты циклических видов спорта. Это можно отнести, в первом случае к философскому аспекту спортивных единоборств, а во втором - к специфике спортивной деятельности и взаимодействия с соперниками. У факультетов сложно-координационных и игровых видов спорта, в отличие от всех остальных, значительно ценятся власть и деньги, а ценность труда отходит на последние позиции.

 

Ценности-навыки, ценности-качества.

 

Абитуриенты обладают четким осознанием своих целей, ориентированы на обучение и высоко оценивают свое умение обучаться. Саморазвитие занимает четвертое место в списке наиболее развитых и сильных сторон. На первом курсе этот блок становится сильной стороной личности студента, наряду с чем, он не только осознает цели, но и способен определить приоритеты в своих личных ценностях. Способность себя контролировать значительно повышается по сравнению со стадией поступления в ВУЗ. Такая расстановка сохраняется на протяжении всей учебы, за исключением магистерской подготовки, на которой личность учащегося ИФК высоко оценивает свое умение влиять на окружающих, относит к сильным сторонам своей личности знание современных управленческих подходов. Примечательным является то, что на всех стадиях образовательного процесса, навыки решения проблем и творческий подход оцениваются как требующие внимания и развития. Магистрские ЦО характеризуются как наиболее развитые в блоке личностного развития.

Динамика изменения в развитии личностных качеств, умений и навыков у девушек в процессе повторяет общую тенденцию. Единственным значительным отличием здесь выступает колебание в оценке на стадии магистерской подготовки, где наиболее развитые способность руководить, саморазвитие, знание современных управленческих подходов, и которая соответствует системе ценностей менеджера.

В отличие от девушек, система личностных юношей не выглядит столь гладкой и  претерпевает значительные изменения от одной стадии к другой. Так, при поступлении в ВУЗ и на первом курсе как довольно развитые оцениваются умение обучать, контролировать себя, осознанность целей и уровень саморазвития. На пятом курсе цели у студентов размыты, однако отмечается рост в творческом подходе и умении обучать. На стадии магистерской подготовки превалирующая ценность  саморазвития оценивается ниже, чем на других этапах обучения, что говорит о неудовлетворенности магистрантами уровнем личностного развития, а акцент перемещен на осознание личных целей и ценностей, а также умение влиять на людей и обучать.

Таким образом, можно говорить о колебании в системе личностных ориентаций юношей и относительной устойчивости у девушек, общим для которых является высокая оценка уровня своего развития и осознание целей. Слабо развитыми для всех являются навыки решения проблем и творческий подход, относительно последнего исключением являются девушки, учащиеся в магистратуре.

У учащихся-спортсменов ИФК цели наиболее четко представлены для спортсменов первого и второго разрядов, а умение контролировать себя развито очень слабо, в то время как у МС и КМС оно является наиболее развитым. 2-разрядники обладают в большей степени, нежели спортсмены других уровней мастерства, творческим подходом к выполнению задач. И это оправдано тем, что идет активное становление техники движений, идет поиск оптимального ее исполнения и стиля. Низкий уровень развития навыков решения проблем у спортсменов 1-го,2-го разряда и КМС достигает на стадии МС высокой степени развития, наряду с такими качествами как осознанность целей, умение обучать. Сочетание развития качеств самоконтроля и ориентация на непрерывное саморазвитие, хорошо развитых у МС, способствует достижению высоких спортивных результатов.

Таким образом, личностные ориентации отражают вовлеченность в спортивную деятельность человека и определяют его успешность в ней, с одной стороны, а с другой - деятельность диктует условия переориентации личности.

 

Ценностная ориентация на тип профессиональной деятельности.

 

При поступлении в ВУЗ и на начальной стадии обучения абитуриенты и студенты первого курса ориентированы на работу с людьми. По ходу процесса обучения, расширяя свои знания, умения и навыки, а так же представления о возможных способах реализации их, студенты отдают предпочтение: второкурсники - технически ориентированным профессиям; пятикурсники профессиям, связанным со знаковой системой. 

У девушек относительно выбора направления работы в области ФК и С прослеживается неоднозначная ситуация относительно предпочтений. Как и юношам, им импонирует на довузовском этапе и на первом курсе обучения в ВУЗе перспектива работы с людьми, однако первокурсницы не могут определиться относительно профессий, связанных с работой с художественными образами. Оба типа профессий имеют для них одинаковое значение. Второкурсницы ориентированы на профессии типа ?человек-художественный образ?. Это предпочтение сохраняется и на выпускном курсе.

Для юношей особых проблем в выборе предпочтений не было. На втором курсе студенты желают видеть себя специалистами в типе профессии ?человек-техника?, а на пятом курсе ориентированы на работу со знаковой системой.

У спортсменов приоритеты распределились следующим образом: на уровне второго разряда предпочитаем тип профессии ?человек-художественный образ?, а всех других уровнях мастерства превалирует тип профессии, предполагающий общение с людьми. Расположение по приоритетам у МС и перворазрядников полностью совпадают.

У студентов разных специализаций наиболее предпочитаемой являются профессии типа ?человек-человек?. Исключением выступили ?человек-художественный образ? для факультетов спортивной режиссуры и физической реабилитации и рекреации, а для факультета сложно-координационных видов спорта - ?человек техника?.

Таким образом, из проведенного анализа данных результатов исследования предпочитаемых типов профессий абитуриентами и студентами ИФК можно сделать следующий вывод: на стадиях вступления в процесс профессиональной подготовки будущие специалисты в сфере физической культуры и спорта ориентированы на профессии типа ?человек-человек?. В ходе обучения, специализирующемся в том или ином направлении, расширения кругозора о возможных вариантах профессиональной реализации и углубления знаний, предпочитаемые типы профессий дифференцируются, исходя из изучаемой специализации и стадии обучения. Так, на пятом курсе преимущественно ориентируются на тип ?человек-знак?, факультеты спортивной режиссуры, физической реабилитации и рекреации предпочитают тип ?человек-художественный образ?, а факультет сложно-координационных видов спорта - ?человек-техника?.

В заключение следует подчеркнуть ещё раз огромное значение психологии в становлении профессиональной компетентности педагога высшей школы, который обязан быть творцом в реализации субъектной учебной деятельности развивающего характера.

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.      Какие типы психологических знаний Вы знаете?

2.      Какова структура физкультурно-спортивной деятельности?

3.      Подготовьте, пожалуйста, контрольную работу о значении в педагогической деятельности знаний о классификации видов спортивной деятельности, психических состояниях и психологических методах и средствах?

4.      Педагогическая сущность социальных и профессиональных взаимодействий спортсмена в процессе спортивной деятельности?

5.      Как Вы понимаете структуру процессов в целостной предметной спортивной деятельности?

6.      Подготовьте, пожалуйста, контрольную работу о видах отбора в спорте и их значении в педагогическом контроле и спортивной деятельности?

7.      Какие психологические процессы и механизмы определяют развивающий характер спортивно-педагогической деятельности?

8.      Каким образом знания о видах  отбора влияют на эффективную деятельность тренера в различных группах видов спорта?

9.      Каковы место и роль ценностных ориентаций  в структуре личности?

10.  Что обусловливает ориентировочную деятельность человека и чем определяется ее характер?

11.  Какие условия формирования ценностных ориентаций личности бывают? В чем специфика формирования ценностных ориентаций спортсмена?

12.  Какие механизмы формирования ценностных ориентаций Вы знаете?

13.  Какие средства формирования ценностных ориентаций приемлемы для педагога и тренера?

 

                               Литература

1.      Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. .:Институт психологии РАН, 1994. - 109с.

2.      Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС,1986.

3.      Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. - М.: Научный мир, 2005, 240 с.

4.      Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. -М.: ФиС, 1982.-   239с.

5.      Ершов А.А., Ильенков Э.В. Взгляд психолога на активность     человека. - М., 1991.

6.      Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1987.- 224с.

7.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

8.      8.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М.,1983.

9.      Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. Екатеринбург. Изд-во Уральского университета, 2001.-101с.

10.  Методология современной общей и спортивной педагогики.\\Матер. Всерос. Н. Конф. М.:?ЕВСТИ?, 2004.-372с.

11.  Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983. - 205с.

12.  Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. - М.: Академический проект; Фонд мира, 2004. - 576 с.

13.  Реан А.А. Псхология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990.

14.  Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта. - Махачкала: Юпитер, 2002.

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ


 


 
Copyright © 2007, РГУФК. Все права защищены.
При использовании материалов с сайта, ссылка на источник обязательна.