Тема 1.
Акмеология как наука и учебная дисциплина
1.
Введение
2.
Акмеология как наука
2.1.
-Определение понятия ?Акмеология? как отражение развития науки
2.2.
- Классификация основных направлений акмеологии на этапе
ее развития как области научных знаний
2.3.
- Предмет фундаметнальной акмеологии
2.4.
- Основные проблемы и задачи акмеологии
3.
Творческий потенциал человека и основные элементы его
проявления.
4.
О феномене ?Акме?
5.
Акмеология как учебная дисциплина
6.
Вопросы для самоконтроля и контроля
7.
Литература для самостоятельной работы
1. Введение
Слово
?акмеология? происходит от греческих ?акме? - вершина, острие,
зрелость, расцвет, лучшая пора,; и ?логос? - слово, понятие, учение;
?...логия? в окончании сложных слов обозначает: учение, науки. Дополнительно
может быть сделано такое разъяснение.
Понятие ?Акме?
·
?греки словом ?акме? называли период возраста в
человеческой жизни, когда появляется зрелость всего, на что способен данный
человек, когда развернулись, расцвели и на вершине своих способностей находятся
его силы?. (Кузьмина Н. В., 18, 11)
·
?это многомерное состояние человека, которое
хоря и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и
всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как
специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная
или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг,
как родитель, оно, вместе с тем, никогда не является статичным образованием и
наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью?.
·
?это высший для каждого человека уровень
развития его физического здоровья, ума, чувства, воли, взаимодействующих таким
образом, что он добивается наибольшего результата, проявляя себя как индивид,
как личность и как субъект деятельности?. (А. А. Бодалев)
В 1928 г.
Н. А. Рыбников ввел в научный оборот понятие ?акмеология?, обозначив
им раздел возрастной психологии - психологию зрелости или взрослости.
Данное понятие в том же значении использовал позднее Б. Г. Ананьев
указав место акмеологии в системе наук о человеке как индивиде, изучающих фазы
жизни человека, возрастные его особенности. Он расположил их в следующей
последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка,
педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении).
Б. Г. Ананьев
большой серии исследований, где объектом были студенты Ленинградского
университета, заложил основы экспериментальной акмеологии как возрастной
психологии зрелости или взрослости. Он обосновал необходимость создания науки,
которая объединила бы поиски ученых разных направлений научного познания,
сосредоточив внимание на индивидуальных, личностных и субъектодеятельностных
характеристиках физически и психически зрелого взрослого человека. В русле этих
замыслов работали многие его ученики и последователи.
В настоящее
время назрела необходимость рассмотреть предмет акмеологии ни современном
уровне с учетом имеющихся результатов исследований. Итегрирующую роль этих
усилий сыграли работы А. А. Бодалева, А. А. Деркача,
Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана,
К. А. Абульхановой-Славской и др.
Можно вполне
определенно отметить, что в настоящее время предмет акмеологии значительно
расширился и она уже не рассматривается только как раздел возрастной
психологии.
1. Акмеология как наука
2.1. -Определение понятия ?Акмеология?
как отражение развития науки
В настоящее
время имеются разные определения акмеологии как науки.
Приводим их в
той формулировке, какая дается в словаре - хрестоматии (...).
Акмеология
·
?наука о закономерностях, условиях, факторах и
стимулах, содействующих или препятствующих самореализации творческих
потенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и
продуктивности созидательной деятельности, воплощаемой в социально-значимых
продуктах культуры, искусства, литературы, науки, техники, образования, а также
в самом человеке?. (Кузьмина Н. В.)
·
?наука, возникшая на стыке естественных,
общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая закономерности и
механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении
им наиболее высокого уровня в этом развитии?. (А. А. Деркач,
А. А. Бодалев)
·
?интегративная наука. Отличается от психологии
тем, что исследует закономерности созидания целостным человеком тех или иных
результатов. Она формулирует критерии оценки уровня продуктивности его
деятельности, исследует условия жизни и развития: биографию, происхождение,
окружение, его взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми?.
(Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева)
·
?наука, возникшая на стыке естественных,
общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности
и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно при
достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии?. (А. А. Бодалев)
·
?новая область научных знаний в системе наук о
человека, исследует фундаментальные закономерности созидания и самосозидания в
человека продуктивного профессионала?. (Н. В. Кузьмина)
·
?интегративная наука, изучающая закономерности,
пути, средства, условия достижения вершин творческого потенциала человека и
способы его самореализации в созидательной деятельности на этапе зрелости?
(Г. И. Хозяинов, 29, 5)
·
?как междисциплинарная область знаний о
функционирующих объектах изучает их качественные преобразования в процессе
самодвижения к вершинам зрелости, полноте самовыражения?.
(В. Н. Тарасова)
·
?интегративная наука об образовательном
искусстве, в котором основные субъекты ОП являются субъектами межличностной
коммуникации и духовного общения, опосредованного содержанием и средствами
образования?. (Н.В. Кузьмина)
·
?наука о достижении вершин в любом виде
профессиональной и социальной деятельности?. (А. Л. Вассоевич)
·
?наука, сформировавшаяся, как новая
междисциплинарная область знаний, исследует закономерности моделирования вершин
индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, связанной с решением
профессиональных задач?. (М. В. Бестаев, Н. В. Кузьмина,
В. А. Мошников)
·
?это наука о саморазвитии субъектов
педагогического процесса в условиях развития образовательных систем?.
(В. Н. Максимова)
·
?новая область научных знаний в системе наук о
человеке. Предметом ее исследований являются закономерности, факторы и условия
самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям
жизни и деятельности, профессиональной и непрофессиональной?.
(Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева)
·
?наука, изучающая феноменологию, закономерности
и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности,
субъекта деятельности (в том числе совокупного, группового), индивидуальности
при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на
различных его этапах?. (Ю. А. Гагин).
Разнообразие
определений акмеологии как науки говорит о том, что во-первых это хотя и
молодая, но интенсивно разрабатываемая наука. Она была зарегистрирована
15 июля 1991 г. Во-вторых, она имеет несколько направлений, то
есть, образно говоря, ветви единого ствола. Это позволяет осуществить следующую
ее классификацию.
2.2. - Классификация основных направлений акмеологии на
этапе ее развития как области научных знаний
Акмеология
как наука делится на классическую акмеологию, фундаментальную акмеологию и
прикладную (отраслевую) акмеологию.
Классическая
акмеология, у истоков которой стоят Б. Г. Ананьев,
Н. А. Рыбников, А. В. Птеровский является одним из разделов
возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией.
Предметом классической акмеологии является психика зрелого человека и
изначально она была адресована взрослым людям с учетом периодичности их
развития.
Фундаментальная
акмеология рассматривает человека как целостную систему, ее
предмет - закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации
творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и
профессионализма в созидательной деятельности, требующей общего и
профессионального образования, которое обеспечивает ее субъектам
совершенствование, коррекцию и реорганизацию деятельности в новых условиях на
протяжении жизни и профессионально биографии. Фундаментальная акмеология
является своеобразным продолжением психологии и кардинально от нее отличается.
Если центральным понятием психологии является ?отражение?, то
акмеологии - ?созидание? как ведушая деятельность зрелого человека, в
психологии не исследованная. Там предметом исследований были также виды
деятельности, как игра, учение, труд, (по С. Л. Рубинштейну), а также
общение, познание, труд (по Б. Г. Ананьеву).
?Фундаментальная
акмеология?, включает в себя также понятие ?акме?, определение акмеологии как
науки, предмета акмеологии, задач акмеологии, методов акмеологии, основных
понятий акмеологии, синергетическая акмеологию как часть фундаментальной
акмеологии.
Прикладная
акмеология возникла под влиянием поиска путей интеграции психологии педагогики
и преподаваемой областью специальных знаний, предъявляющей свои требования как
к преподавателям, так и учащимся, их усваивающим. Аакмеология имеет
многосторонние связи с другими науками, искусством, культурой в целом, как для
самостроительства, т. е. уточнения, углубления, осознания граней
собственного предмета и его закономерностей, так и для лучшей организацией
акмеологических исследований в целях повышения качества созидательной
деятельности в любой сфере, в том числе образовательной, являющейся фундаментом
любой созидательной деятельности, в том числе научно-исследовательской и производственной.
?Прикладная
акмеология?, включает в себя акмеологию образования, педагогическую акмеологию,
школьную акмеологию, коррекционную акмеологию, профессиональную акмеологию,
этнологическую акмеологию, креационную акмеологию, акмеософию, акмеомонику,
акмеизм, акмелингвистику.
Фундаментальная
акмеология - наука о качестве: созидательной деятельности
преподавателей, обучающих основам профессионализма в сфере искусства мастерства
и творчества средствами образования в любом виде созидательной деятельности;
наука о совершенствовании, коррекции и реорганизации созидательной деятельности
опытных специалистов.
2.3. - Предмет
фундаметнальной акмеологии
Объектами
акмеологии являются не просто зрелые люди, но прежде всего специалисты разных
уровней продуктивности и профессионализма созидательной деятельности в таких
сферах, как наука, техника, искусство, образование, общее и профессиональное.
Их подготовку осуществляют профессиональные учебные заведения всех уровней
образования (начального, среднего и высшего). Акмеологический
возраст - это возраст вершины зрелости, профессионализма и
продуктивности созидательной деятельности.
Созидательная
деятельность зрелых людей, в том числе образовательная, является одновременно
коллективной, групповой и индивидуальной. В соответствии с предметом
акмеологии, на основании предварительно сформулированных критериев качества
целостных организаций (медицинских, педагогических, производственных), их можно
ранжировать по уровням достижений и затем исследовать интеро- и
эксеро-системные факторы, содействующие и препятствующие высшим уровням
продуктивности.
Таким
образом, зрелый человек и сообщества зрелых людей - специалистов и
профессионалов созидательной сферы, интересует исследователей в связи с
поисками факторов обеспечивающих успех или препятствующих достижению
продуктивных результатов.
Например,
высшая профессиональная школа знакомит студентов с замечательными
математическими, физическими, химическими и другими теориями. Потребность в
теории обучения и факторов достижения вершин профессионализма и продуктивности
созидательной деятельности, условий, факторов, стимулов, способствующих или
препятствующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к
вершинам, испытывает преподаватель высшей школы. Каким образом образование, вместо
того чтобы стимулировать самодвижение к вершинам, нередко блокирует
самореализацию творческих потенциалов? А ведь это имеет место.
Предметом
акмеологии является исследование закономерных связей и зависимостей между:
уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных
специалистов и сообществ, и факторами, содействующими и препятствующими
самореализации творческих потенциалов на пути к вершинам созидательной
деятельности.
Модели
продуктивной деятельности зрелых людей в решении производственных задач разной
степени сложности, как средство повышения качества подготовки будущих
специалистов, их создание, входит и в предмет психологии.
Таким
образом, понятие взрослости или зрелости человека является общим для психологии
и акмеологии. Однако, начало акмеологической зрелости мы связываем с развитием
у человека способности становиться субъектом принятия самостоятельных решений,
обуславливающих путь к созидательной деятельности и создания акмецелевых
программ самореализации творческих потенциалов:
-
выбрать профессию на основе самосознания
творческих потенциалов, - включающих и физические возможности;
-
выбрать учебное заведение, в котором можно
приобрести профессию, средствами которой будешь служить обществу;
-
выбрать индивидуальную систему деятельности,
связанную с осознанием перспектив и возможностей самореализации творческих
потенциалов в созидательной деятельности (состояться в том деле, для которого
родился).
Границы
акмеологической зрелости мы связываем с выбором профессии, сменой деятельности,
способностью к продуктивности в любом другом виде созидательной деятельности
(профессиональной, полипрофессиональной), любимом увлечении (ваяние,
стихосложение, домашнее хозяйство, сельское хозяйство и др.). Объект
акмеологии - зрелый человек, как созидатель. В этом одно из отличий
акмеологии от психологии.
Если
в психологии главное понятие отражение, то в акмеологии - созидание,
которое строится на основе отражения, но находится с ним в новых отношениях:
принятия решений, что и как из фондов психологии можно использовать для
самосозидания, для подготовки созидателей, для совершенствования, коррекции и
реорганизации деятельности созидателей, подвергшихся профессиональной
деформации.
Деятельность - предмет
психологических исследований. Основателем теоретических и экспериментальных
исследований деятельности является А. Н. Леонтьев. Однако категории
?созидательная деятельность? в психологии нет. В психологии в качестве основных
видов деятельности рассматриваются: игра, учение, труд (по С. Л. Рубинштейну),
познание, общение, труд (по Б. Г. Ананьеву).
Созидательной
является деятельность, завершающаяся созданием продукта, имеющим социально
значимую ценность. Осуществляется она зрелыми людьми, имеющими общее и
профессиональное образование. Предварительная подготовка предполагает освоение
правил ее осуществления.
Поскольку
предметом акмеологии являются закономерности самодвижения к вершинам
созидательной деятельности, завершающейся созиданием ?продукта?,
удовлетворяющего критериям качества, то мы рассматриваем процесс деятельности
как решение задач репродуктивных и творческих - интуитивное,
сознательное, сверхсознательное. Нас интересует, прежде всего, продуктивная
(или результативная) деятельность, в отличие от малопродуктивной и
непродуктивной.
Каждая
профессия предъявляет субъекту деятельности (профессионалу) свои требования.
Профессиональное учебное заведение знакомит будущих специалистов с ними.
Профессионализм мы определяем как совокупность устойчивых свойств в личности,
деятельности, индивидуальности специалиста, удовлетворяющих требованиям
профессии. Отражение имеет место не только в способах анализа профессиональной
ситуации, формулировании и решении профессиональных задач, но и в способах
анализа результатов решения, а также самодиагностике причин, приводящих или не
приводящих к искомым результатам.
Способность
к саморазвитию и самокоррекции деятельности - следствие накопления
фонда адекватных представлений об искомых результатах и ценностных отношениях к
объекту, процессу и результатам, а также овладения способностями воплощения
замыслов в действия и продукты созидания.
Профессионализм,
как устойчивое свойство личности и деятельности специалиста, формируется в
процессе профессионального образования, в отличие от мастерства. Мастерством
овладевают в процессе индивидуального опыта, наблюдения, подражания,
сопротивления, поиска своего пути. Это свойство может оставаться на достаточно
высоком уровне только в условиях непрерывного его поддержания средствами
самоорганизации, самообразования и самоконтроля. Учить овладевать теорией
профессиональной деятельности с помощью схем и моделей, позволяющих быть более
экономным в выборе средств деятельности - задача преподавателей
профессиональной школы. Профессионализм проявляется в том, как специалист анализирует
производственную ситуацию, на какие признаки ситуации ориентируется, как быстро
формулирует профессиональные задачи, как антиципирует возможные результаты от
того или иного способа решения текущих задач, как принимает решения и реализует
их на практике, как сравнивает реальные результаты с искомыми, как
реконструирует собственную деятельность и ее обосновывает.
Итак,
акмеология делает предметом своих исследований зрелого человека прежде всего
как субъекта созидательной деятельности, способного воплощать искомый результат
в продукте деятельности.
В
период зрелости процессы воспитания, образования, обучения постепенно сменяются
процессами самореализации в форме самовоспитания, самообразования,
самосовершенствования, направленными на развитие творческого потенциала.
Процессы
саморегуляции происходят в духовной, физической, профессиональной сфере на
разных этапах жизни: при получении профессионального образования в учебном
заведении; при самостоятельной профессиональной деятельности (от начала до
достижения вершин профессионализма и т. д.); в пору реорганизации
деятельности, связанной с переходом на другие виды деятельности, если это
необходимо, до момента выхода из творческой деятельности. И эти
процессы - предмет акмеологии.
2.4. - Основные проблемы и задачи
акмеологии
Проблемы
акмеологии как науки рассматриваются в статье А. А. Бадалева ?О
предмете акмеологии?//Психологический журнал. Том 14,
?5. - 1993.
К
основным проблемам акмеологии и в соответствии с ними стоящим задачам относит
следующие.
·
Определение тех характеристик, которые должны
быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в школьном возрасте, чтобы
затем в период зрелости он смог проявить себя во всех отношениях. Это значимо,
т. к. характеристики человека как индивида, личности и субъекта деятельности
на ступени зрелости связаны причинно-следственными зависимостями с
особенностями развития на предыдущих стадиях. Одновременно и то, и другое, и
третье связано и определенным образом обусловлено общими и частными
обстоятельствами, в которых происходит жизнь человека. Задача, которая является
глобальной: разработка такой стратегии организации жизни человека, которая
позволила бы ему достичь творческих вершин.
·
Научное изучение феномена ?акме?, когда
происходит выявление общего и различного у разных людей. Сходство может быть
выявлено при рассмотрении микро-, мезо-, макросоциумов, в которых оказывается
человек от рождения и на протяжении всей
жизни. Они влияют на физическое развитие, на время достижения личностной
зрелости, на формирование творческого отношения к деятельности и своеобразия
индивидуальности. И все это связано с врожденными особенностями человека и его
активным участием в самосовершенствовании. Но и при сходстве внешних условий, в
которых происходит жизнь, индивидуальные, личностные и субъектодеятельностные
изменения происходят в различном темпе и отличаются на каждом этапе
количественными и качественными показателями у разных людей. Группа задач
связана с выявлением общего и различного в достижении ?акме? разными людьми и
выявлении факторов, определяющих качественно-количественные характеристики
?акме?.
·
Научный анализ той совокупности характеристик,
которые связаны с овладением профессией, с достижением уровня мастерства.
Постижение сущности профессионализма и понимание путей, ведущих к его вершинам,
имеет и теоретическое, и практическое значение. Здесь важно разработать такую
систему критериев, разработать инструментарий, который позволял бы определять
уровень профессионализма. Изучение деятельности суперпрофессионалов, их
личностных особенностей позволит определить то общее, что их объединяет. Модель
суперпрофессионализма в той или иной сфере может служить ориентацией для
достижения ?акме? другими людьми этой профессии. Обобщенная задача:
всестороннее изучение профессионализма, выявление его уровня, определение путей
и средств достижения ?акме? в профессиональной деятельности.
·
Выявление зависимости между особенностями
профессионализма зрелого человека и другими проявлениями его вне сферы
профессиональной деятельности. В жизни отдельные деятельности находятся на
стыке разных областей, отличающихся объектами деятельности. В связи с этим
многоаспектная проблема и соответствующая ей задача заключается в исследовании
явления профессионализма сопряженных в единую целостную систему людей,
связанных с разными сферами жизни и деятельности.
·
Проведение комплексного исследования,
направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического
осуществления процесса перевода начинающего специалиста на более высокие уровни
профессионализма вплоть до ?акме?. Для этого необходима интеграция результатов
конкретно сориентированных экономических, социологических, педагогических,
психо-физических, психологических, возрастно-психологических исследований.
Задача: сведение в систему данных перечисленных исследований.
·
Исследование эффективности объединенных
деятельностью в определенной области коллективов (педагогических коллектив,
экипаж, бригада, спортивная команда, кафедра института, группа театра,
правительство и т. д.). Задача: выявление общего и специфического в работе
творчески работающих коллективов, разработка методического инструментария для
оценивания эффективности их деятельности и определения уровня профессионализма.
·
Создание методологии, разработка общих и частных
теорий, без которых не может быть осуществлена интеграция результатов различных
исследований взрослого человека, достигающего вершин в созидательной
деятельности. Сверхзадача: превращение акмеологии в фундаментальную науку.
3. Творческий потенциал человека и
основные элементы его проявления.
Творческий
потенциал, как скрытые возможности в решении творческих задач, сначала
развивается, накапливается, затем реализуется в созидательной деятельности.
В процессе
создания творческого потенциала зрелый человек его формирует, развивая
способности и личностные качества, нарабатывая собственные интегративные схемы:
в виде синтеза знаний из различных источников; системы и подсистемы знаний в
форме удобной для применения на практике, при решении практических и
теоретических задач; способов осуществления внутренней обратной связи
(цель - деятельность - результат, их согласование и
рассогласование).
Самореализация
творческого потенциала происходит посредством субъективных интегративных схем,
систем, моделей. Субъективные интегративные системы, схемы формируются под
влиянием систематического образования под руководством педагогов и собственных
интеллектуальных, физических, волевых усилий в процессе развития человека.
Интегративные модели являются результатом поиска, они обосновываются и
становятся достоянием других после их публикации. Модели как результат
исследования не исчерпывают интегративную систему или схему, но в то же время
из дополняют, расширяют, что бывает часто, но иногда они не вписываются в
образованные раньше схемы, системы и выходят за их пределы. Являясь средствами
самореализации творческого потенциала, интегративные схемы, системы, модели
также выступают предметом акмеологии.
В качестве
основных можно выделить следующие элементы проявления творческого потенциала
специалиста:
1)
индивидуальные свойства испытуемых (пол, возраст, структура
семьи, порядок рождения, состояние здоровья);
2)
уровень продуктивности деятельности в решении исследуемых
классов творческих задач (высший, высокий, достаточный, средний, ниже
среднего);
3)
интегративные схемы информационного самообеспечения, ролевого
взаимодействия, анализа обратной связи в решении творческих задач;
4)
психологические предпосылки продуктивного решения творческих
задач (система отношений, установки, ценности, направленность, мотивация);
5)
способности, структура компетентности;
6)
когнитивные, эмоциональные и волевые свойства субъекта решения
творческих задач;
7)
структура умелости (гностические, проектировочные,
конструктивные, коммуникативные, организаторские);
8)
влияние контекста (т. е. профессионального,
непрофессионального, семейного окружения);
9)
социальное влияние - оценка, поощрение, социальная
роль;
10)
психологическая готовность к перестройке деятельности в
поисках новых способов решения творческих задач (самооценка, инернальность,
экстренальность, догматизм, интуиция);
11)
способы учета системы ограничений и предписаний к решению
творческих задач, диктуемых профессией и производством;
12)
способы учета системы предписаний и ограничений к решению
задач диктуемых нравственными принципами.
Уже перечень
основных элементов творческого проявления личности свидетельствует о сложности,
многоплановости, необходимости системности, комплексности, междисциплинарности
в акмеологических исследованиях.
4. О феномене ?Акме?
Формирование
человека как гражданина, как личности, как профессионала происходит при
проявлении его как природного и общественного существа. У каждого человека в
процессе жизненного пути достижение вершин во всех его проявлениях происходит в
разные периоды. Совмещение высших уровней всех проявлений развития человека в одно
время (в одном ?пике?) скорее исключение, чем правило. Чаще всего эти ?вершины?
человек достигает при развитии его организма, личностных,
субъектно-деятельностных и других важных характеристик в разное время, хотя и
происходит это на стадии зрелости (Б. Г. Ананьев,
А. А. Бодалев).
Высокий уровень
сформированности одного блока характеристик человека, является условием для
становления другого (или других) блоков. Например, высокий уровень
сформированности мотивационно-целевого блока выступает своего рода
катализатором для развития способностей. Или фактор физического развития может
выступать условием и побудителем активной творческой деятельности со значимыми
результатами. Сформированность отдельных характеристик, их взаимосвязи влияют
на временные точки достижения вершин в различных сферах проявления человека.
?Состояние
зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое
оно, ?работает? вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной
предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким
запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости; какие
ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности; какие
способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать
его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым?. (А. А. Бодалев)
Для
акмеологических исследований важно отследить результаты воздействия макро-,
мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов,
микрогрупп, семьи и др.), условий природного характера, благоприятных и
неблагоприятных обстоятельств. Известны жизненные факты, когда даже при
благоприятных обстоятельствах творческому человеку не удалось совершить
максимальное деяние с соответствующим результатом. И наоборот, известны случаи,
когда при неблагоприятных условиях человек добивался выдающихся результатов,
что было связано с причинно-следственной зависимостью между сформированной
стратегией построения жизни и результатом его созидательной деятельности.
5. Акмеология как учебная дисциплина
?Основы
акмеологии? - новая учебная дисциплина, включенная в учебный план
высших учебных заведений. Представляется, что содержание этого курса должно
отражать как общее, так и специальное, относящееся к определенной профессиональной
деятельности.
Созидательная
деятельность субъектов педагогической деятельности опирается на их
предварительную общекультурную, общеобразовательную, специальную
профессиональную подготовку. Большую роль при этом играет и сформированность
личностных качеств, и накопленный индивидуальный педагогический опыт. Их
подготовка связана умение обучать искусству применять знания в практике решения
общекультурных, специальных и профессиональных задач, сориентированных на
определенных результат, отвечающий требованиям качества.
Созидатели,
являясь зрелыми людьми, являются носителями созидательных сил природы, которые
в них заключены в виде наследственных, врожденных, приобретенных творческих
энергопотенциалов: темперамента, задатков, одаренности. Это обусловливает
саморазвитие человека средствами его акмеэнергоинформационного взаимодействия с
внешним миром в процессе воплощения замыслов в продукты созидания.
Подготовка
будущих специалистов в профессиональных учебных заведениях может быть
продуктивной, если вооружает их теорией самовыдвижения к вершине
профессионализма и продуктивности. Но, чтобы ?вооружить? теорией других, она,
во-первых должна быть создана, во-вторых, усвоена преподавателями, в третьих,
применена ими к себе самим. На развитие творческого потенциала будущих
созидателей, на достижение ими прежде всего вершин профессионализма и
направлена Акмеология как учебная дисциплина.
6. Вопросы для самоконтроля и контроля
1.
Сравните несколько определений ?акмеологии?.
2.
Какое определение ?акмеологии? вы можете сделать или выбрать
из приведенных?
3.
Какие основные направления развития акмеологии как области
научных знаний на данном этапе ее развития?
4.
Охарактеризуйте предмет акмеологии.
5.
Раскройте смысловой содержание понятия ?Творческий потенциал
человека?.
6.
Назовите основные элементы проявления творческого потенциала
человека, которые можно использовать в акмеологическом исследовании.
7.
Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к
изучению феноменов ?акме?.
8.
Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к
профессиональной деятельности.
9.
Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к
деятельности коллективов.
10.
Какие трудности, по вашему мнению встречаются при разработке
акмеологии как учебной дисциплины?
7. Литература для самостоятельной работы
1.
Абульханова - Славская К. А. Стратегия
жизни. - М.: ?Мысль?, 1991
2.
Акмеология. Учебник/под общей ред.
А. А. Деркача - М., 2002
3.
Акмеология.
Словарь - хрестоматия//Ильин В. В.,
Пожарский С. Д. Философия и акмеология.
С. 354 - 392. - СПб.: Изд. ?Политехника?, 2003.
4.
Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека.
Характеристики и условия достижения. М., 1998
5.
Бодалев А. А. Как стать великим или выдающимся? М.,
1997.
6.
Головко-Гаршина Н. В. Предмет акмеологии и
акмеологическая теория специалиста образования. - СПб, 2001
7.
Кузьмина Н. В. (Головко-Гаршина) Предмет
акмеологии. - СПб, 2002
8.
Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. - М.,
2000
|