Отчёт по теме НИР кафедры
педагогики 2007-08 гг.
'Совершенствование образовательных
технологий подготовки специалистов
по физической культуре и спорту'
Руководитель темы
-заведующий кафедрой
педагогики, д.п.н.,
профессор, чл.- корр.
РАО
Исполнители:
профессор, к.п.н.
профессор, к.п.н.
профессор, к.п.н.
профессор, к.п.н.
профессор, к.п.н.
доцент, к.п.н.
доцент, к.п.н.
доцент, к.п.н.
доцент, к.п.н.
доцент, к.п.н.
|
Неверкович С.Д.
Квиртия Л.Д.
Левченкова Т.В.
Маркина Т.А.
Сингина Н.Ф.
Хозяинов Г.И.
Варданян А.Н.
Киселёва Е.В.
Николаева Н.И.
Сундетова У.Ш.
Хвалько Н.Г.
|
Актуальность и значимость
совершенствования образовательных
технологий в подготовке специалистов
по физической культуре и спорту
предопределяется насущными задачами
процесса модернизации высшего
образования России.
Современной тенденцией развития
высшего образования в России
является его интеграция в единое
европейское образовательное
пространство и повышение его
конкурентоспособности на мировом
рынке образовательных услуг. В этой
связи современному образовательному
процессу в высшей школе должны быть
присущи следующие свойства:
гуманизация, гуманитаризация,
дифференциация, диверсификация,
стандартизация, многовариативность,
многоуровневость, фундаментализация,
информатизация, индивидуализация,
непрерывность.
Модернизация образовательного
процесса в высших учебных заведениях
физкультурного профиля предполагает
разработку образовательных
технологий с указанными свойствами.
Совершенствование
технологических основ
профессионально - педагогической
подготовки специалистов в
физкультурном вузе предполагает
дальнейшее развитие сформировавшихся
позитивных тенденций
образовательного процесса:
- системное освоение научно -
теоретических знаний по всем
дисциплинам научного плана;
- усиление межпредметных связей
естественных и гуманитарных учебных
дисциплин;
- единство общекультурного
развития специалиста и его
профессиональной подготовки;
- интеграция теоретической и
практической полготовки кадров;
- компьютеризация
образовательного процесса.
В наибольшей степени охватывают
все перечисленные тенденции и
отвечают современным требованиям,
предъявляемым к образовательным
технологиям - технологии активных
методов обучения, в частности:
технологии организационно -
обучающих игр, исследовательско
-эвристических игр, дидактических
игр и др.
Научная
работа в рамках данной темы
осуществлялась по следующим
направлениям:
-
теоретико-методологическое
обоснование создания единой
технологии обучающих игр;
-
разработка основ единой технологии
обучающих игр как компонента
образовательной системы университета
физической культуры и спорта.
По каждому научному направлению
проведены исследования с
использованием широкого спектра
педагогических, психологических и
математико-статистических методов
исследования.
Теоретико-методологической базой
создания единой технологии обучающих
игр являются труды отечественных и
зарубежных учёных по активным
методам обучения, по организации и
проведению деловых игр.
Отечественные специалисты, используя
некоторые общие деятельностные и
логико-психологические основы,
разрабатывают и применяют особый тип
игр, предполагающих интеллектуальные
взаимодействия их участников на
междисциплинарной основе. Единая
технология обучающих игр вобрала в
себя инновационные компоненты
различных типов игр, для широкого
внедрения в образовательный процесс
ИФК.
Научно -
исследовательская работа по теме:
'Совершенствование образовательных
технологий подготовки специалистов
по физической культуре и спорту'
проводилась
профессорско-преподавательским
составом кафедры по следующим
направлениям:
1)
Разработка методологических основ
построения образовательных
технологий подготовки специалистов
для сферы физической культуры и
спорта.
С.Д.Неверкович (док. пед. наук,
профессор, член - корр. РАО)
разработал
теоретико-мировоззренческие и
общеметодологические предпосылки
развития современной общей и
спортивной педагогики; выявил
ключевые проблемы разработки и
внедрения современных педагогических
технологий и активных методов
обучения в высшее физкультурное
образование. Л.Д.Квиртия (канд. пед.
наук, профессор) проанализировал
глобальные преобразования в мировых
общественных процессах и современные
тенденции формирования общей и
спортивной гуманопедагогики.
Г.И.Хозяинов (канд. пед. наук,
профессор) предложил научный подход,
позволяющий разрабатывать технологии
обучения различной направленности,
нацеленные на совершенствование
университетского образования в сфере
физической культуры и спорта. В их
числе, предложенная Г.И.Хозяиновым,
система дидактических игр,
эффективно работающая в
образовательной практике
физкультурных вузов.
2)
Теоретико-экспериментальное
обоснование путей совершенствования
высшего физкультурного образования.
Проблема научного поиска путей
модернизации высшего
профессионального образования в
связи с перспективами развития сферы
физической культуры, спорта и
туризма явилась предметом
исследований учёных - сотрудников
кафедры педагогики Н.И.Николаевой
(канд. пед. наук, доцента),
Н.Ф.Сингиной (канд. пед. наук,
доцента), У.Ш.Сундетовой (канд. пед.
наук, доцента), Н.Г. Хвалько (канд.пед.наук,
доцента). Учёными определены
основные тенденции развития и
характеристики построения высшего
физкультурного образования как
университетского; условия
построения непрерывного
профессионального образования в
сфере физической культуры и спорта;
направление образования спортивных
судей в системе высшего
профессионального образования.
Определены роль, место и значение
обучающих игр в системе
профессиональной вузовкой подготовки
специалистов сферы физической
культуры и спорта .
3) Определение критериальных
основ формирования профессиональной
компетентности специалистов в
области физической культуры и
спорта.
Т.А.Маркина (канд. пед. наук,
профессор) совместно с Ю.В.Гравит
(канд. пед.наук) уточнили
профессионально значимые
характеристики личности учителя
физической культуры, реализующего
личностно - ориентированный подход к
учебно - воспитательному процессу в
общеобразовательной школе .
Т.В.Левченкова (канд. пед. наук,
доцент) выявила требования к
личности и деятельности специалиста
по физической культуре и спорту,
работающего с детьми дошкольного
возраста. Е.В.Киселёва (канд. пед.
наук, доцент) определила основные
условия полноценной (научно -
теоретической и практической)
готовности специалиста к разрешению
педагогических конфликтов в
физкультурно - спортивной
деятельности. Учёными доказана
значимая роль обучающих игр в
становлении личности и различных
аспектов профессиональной
деятельности спортивного педагога .
4) Выявление
акмеологических основ формирования
профессионализма специалистов в
области физической культуры и
спорта.
Г.И.Хозяиновым (канд.пед.наук,
профессор) разработаны пути
достижения профессионализма в
творческой самореализации, методы
самосовершенствования
специалистов по физической культуре
и спорту,
а также значение и роль
обучающих игр в достижении ими
вершин
педагогического мастерства.
Основные положения технологии
проведения обучающих игр
Обучающая игра (ОИ) является
одним из основных методов активного
обучения и качественно отличается от
традиционных методов обучения.
К самым существенным
отличительным особенностям ОИ
относятся:
- принудительная активизация
мышления и поведения студентов
(вынужденная активность);
- экономия времени обучения,
т.е. интенсификация;
- активность студентов,
адекватная активности преподавателя;
- уникальные возможности для
формирования методологической
культуры, коммуникативной
компетентности;
- обязательность
взаимодействия студентов между собой
и
преподавателем;
- направленность на
преимущественное приобретение и
развитие
педагогических,
интеллектуальных, поведенческих
навыков и
умений;
- развитие способностей
самоорганизации, самоуправления;
- повышенная степень
мотивации, эмоциональный и
творческий
характер знаний.
Проведённые
теоретические и прикладные
исследования, а также опыт
использования обучающих игр в
учебном процессе физкультурных
вузов, свидетельствует о том, что
при разработке и их проведении
необходимо реализовывать следующие
психолого-педагогические принципы:
моделирования и имитации сферы
профессиональной деятельности;
задачно - проблемной организации
игрового обучения; кооперации и
мыслекоммуникации; рефлексии;
субъектности; ресурсного
обеспечения.
Предметом
обучающих игр выступают
моделирование и имитация реальной
деятельности участниками игры. Эти
процессы должны определённым образом
организовываться. Необходимыми
организационными элементами
структуры обучающих игр являются:
система целей, сценарий игры,
игровые роли, правила игры, система
оценивания, техническое и
методическое обеспечение игры.
Технология
проведения обучающих игр содержит
9 взаимосвязанных и
взаимообусловленных подэтапов
рабочих игровых процессов. Подэтапы
отражают смысловую направленность и
содержательную основу,
характеризующих данный рабочий
процесс игрового действия, специфика
которого обусловлена определёнными
психолого-педагогическими
особенностями данного типа игр. По
мере развития игрового действия
рабочие процессы разворачиваются в
следующей последовательности:
самоустановка (игроков),
коммуникация (моделирование
коллективной профессиональной
деятельности), схематизация
(отображение содержания на основе
символо - знаковой схематизации),
представление результатов (доклад
группового 'проекта', дискуссия),
объективизация (рефлексивный анализ
оснований профессиональной
деятельности), распредмечивание (разушение
стереотипов, лежащих в основании
профессиональной деятельности),
проблематизация (переструктурирование
задач, создание проблемной
ситуации), эвристический компонент
(направленность на интуитивную,
творческую работу и решение
проблем), синтез (формирование и
формулирование нового подхода к
решению профессиональных проблем на
основе коллективной
мыследеятельности).
Наименование этапов
игры и их деятельностная
характеристика
?
п./п.
|
Название этапа
|
Содержание деятельности
участников игры и их
деятельностная
характеристика
|
1.
|
Подготовительный
|
- подготовка преподавателя к
игре;
- подготовка и самооценка
студентов к игре;
- подготовка технического и
методического
обеспечения игры;
- определение готовности
учащихся к игре
|
2.
|
Введение в игру
|
- ознакомление участников
игры с темой;
- предъявление информации
преподавателем;
- проведение установки на
игру;
- предъявления сценария и
правил игры;
- формирование игровых
групп, распределение
игровых ролей;
- выдача задания на игру;
- обеспечение техническим и
методическими
материалами
|
3.
|
Собственно игровой этап
|
- обсуждение полученного
задания в игровых группах;
- консультации лидеров у
ведущего игры;
- выполнение игровых ролей
участниками игры;
- коммуникативные
взаимодействия игроков в
группе;
- организация КМД в игровой
группе лидером;
- обсуждение частных
вариантов решения задания;
- принятие оптимального
решения по заданию;
- подготовка докладов,
наглядности и выступление
докладчиков;
- межгрупповая дискуссия
участников игры
|
4.
|
Заключительный
|
- рефлексия участников игры;
- рефлексия ведущего;
- определение лучшей игровой
группы;
- подведение ведущим итогов
игры
|
Система
обучающих игр по
психолого-педагогическим дисциплинам
Типы игр
|
Название ОИ
|
Классификационное
определение
|
Фрагментарные
ОБ
|
Анализ литературы по
истории педагогической науки
|
Деятельно - поролевая,
мини-игра, жёстко
запрограммированная
|
Факторы формирования
личности
|
Контрольно-диагностическая,
мини-игра, жёстко
запрограммированная
|
Возрастные особенности
развития и формирования
личности
|
Контрольно-диагностическая,
мини-игра, жёстко
запрограммированная
|
|
Личность учащегося
|
Диагностическая, малая,
адаптивная
|
Учебно-познавательная
деятельность учащегося
|
Поисково-диагностическая,
малая, адаптивная
|
Целостно - тематические
ОБ
|
Личность педагога
|
Диагностическая, малая,
адаптивная
|
Деятельность педагога
|
Поисково-диагностическая,
малая, адаптивная
|
Содержание образования
|
Поисковая, малая, адаптивная
|
Педагогический опыт
|
Поисковая, малая, адаптивная
|
Комплексные ОБ
|
Семинар как дидактическая
система
|
Деятельностно - ролевая,
адаптивная
|
Результаты
научно - исследовательской
работы по теме 'Совершенствование
образовательных технологий
подготовки специалистов по
физической культуре и спорту' были
представлены профессорами и
доцентами кафедры на следующих
научных конференциях:
Название конференции
|
Место и сроки проведения
|
Докладчик
|
Международные:
Научно - практический
семинар-совещание 'Спорт для
всех и оздоровительный
фитнес'
|
Киев, март 2007
|
Левченкова Т.В.
|
Международный конгресс
'Фитнес и здоровый образ
жизни'
|
Москва, апрель 2007
|
Левченкова Т.В.
|
'Проблемы двигательной
активности спортсменов'
|
Майкоп, май 2007
|
Неверкович С.Д.
|
'Лихачёвские чтения'
|
Санк-Петербург,май 2007
|
Неверкович С.Д.
|
Фитнес конференция 'World
Class - 08'
|
Москва, апрель 2008
|
Левченкова Т.В.
|
'Рудиковские чтения'
|
Ростов - на - Дону, май 2008
|
Неверкович С.Д.
|
XII
Международный научный
конгресс 'Современный
олимпийский и
параолимпийский спорт и
спорт для всех'
|
Москва, май 2008
|
Неверкович С.Д., Киселёва
Е.В., Левченкова Т.В.,
Николаева Н.И., Сундетова
У.Ш., Харитонова О.О.
|
Международная научная
конференция 'XXIII Мерлинские чтения'
|
Пермь, октябрь 2008
|
Неверкович С.Д.
|
Всероссийские:
'Совершенствование
дополнительного
профессионального
образования в сфере ФК и С в
условиях модернизации
высшего профессионального
образования'
|
Москва, апрель 2007
|
Николаева Н.И., Хозяинов
Г.И.
|
Всероссийская научная
конференция Российского
философского общества РАН
|
Москва, март 2008
|
Квиртия Л.Д.
|
Всероссийская научная
конференция - семинар 'Язык
педагогики в контексте
современного научного
знания'
|
Хоста, октябрь 2008
|
Киселёва Е.В.
|
Вузовские:
Конференция Российской
академии гос. службы при
Президенте РФ (РАГС)
|
Москва, май 2007
|
Квиртия Л.Д.
|
Научная конференция
профессорско-преподавательского
состава РГУФКСиТ
|
Москва, февраль 2007
|
Левченкова Т.В., Николаева
Н.И., Харитонова О.О.
|
Конференция молодых учёных
РГУФКСиТ
|
Москва, апрель 2007
|
Харитонова О.О.
|
Научная конференция
профессорско-преподавательского
состава РГУФКСиТ
|
Москва, февраль 2008
|
Николаева Н.И.
|
Необходимо особо выделить
научные доклады представителей
кафедры педагогики и состоявшийся
обмен мнений по теме 'Совершенствование
образовательных технологий
подготовки специалистов по
физической культуре и спорту' на
заседаниях секций 'Инновационные
технологии подготовки специалистов в
вузах физической культуры' и
'Педагогика физической культуры и
спорта' на
XII Международном
научном конгрессе 'Современный
олимпийский и параолимпийский спорт
и спорт для всех', прошедшем в мае
2008 года.
В течение 2007/08 гг.
профессорско-преподавательским
составом кафедры по теме НИР
опубликованы следующие научные
статьи и тезисы докладов:
Название статьи, тезисов
|
Автор
|
2007
Педагогика как метапредмет
|
Неверкович С.Д.
|
Акмеологический подход к
формированию
профессиональной
компетентности выпускников
вуза физической культуры
(статья)
|
Николаева Н.И. (соавтор
Киселёва Н.Н.)
|
Современные аспекты
подготовки специалистов
(тренеров) в сфере
физической культуры и спорта
(статья)
|
Николаева Н.И.
|
Особенности деятельности
педагога поствузовского
образования (статья)
|
Хозяинов Г.И.
|
Обоснование разработки
системы диагностики
психолого-педагогических
знаний студентов в процессе
формирования
профессиональной
компетентности (тезисы)
|
Маркина Т.А. (соавтор
Романина Е.В.)
|
Совершенствование высшего
физкультурного образования
России в свете решений
Болонского соглашения
(тезисы)
|
Николаева Н.И. (соавтор
Козырева О.В.)
|
Современный взгляд на
подготовку специалистов
(тренеров) в системе высшего
профессионального
образования в сфере
физической культуры и спорта
(тезисы)
|
Николаева Н.И.
|
Состояние и перспективы
развития дополнительного
профессионального
образования в сфере
физической культуры и спорта
(тезисы)
|
Николаева Н.И.
|
Освоение больших объёмов
учебно-научной информации
студентами вузов физической
культуры и спорта (тезисы)
|
Хвалько Н.Г.
|
2008
Рефлексивная культура
спортивного педагога
(статья)
|
Неверкович С.Д. (соавтор
Мушаков А.А.)
|
Исследование проблем
рефлексии в педагогике и
психологии (статья)
|
Неверкович С.Д. (соавтор
Мушаков А.А.)
|
Понятие 'педагогика спорта'
в содержании
профессиональной подготовки
студентов вузов физической
культуры и спорта (статья)
|
Неверкович С.Д. (соавтор
Киселёва Е.В.)
|
Философия тренерской
деятельности (статья)
|
Неверкович С.Д. (соавтор
Киселёва Е.В.)
|
Конфликты в спортивно -
педагогическом
взаимодействии и способы их
преодоления (статья)
|
Неверкович С.Д. (соавтор
Киселёва Е.В.)
|
Современные проблемы
непрерывного
профессионального
образования в сфере
физической культуры и спорта
(статья)
|
Николаева Н.И.
|
Учебно-методический комплекс
как дидактическое средство
управления подготовкой
специалистов в сфере
физической культуры и спорта
(статья)
|
Николаева Н.И.
|
Проблемы формирования
готовности студентов
институтов физической
культуры к карьерному росту
в профессиональной
деятельности (тезисы)
|
Киселёва Е.В.
|
Квалификация
профессорско-преподавательского
состава - главная
составляющая качества
образования (тезисы)
|
Николаева Н.И. (соавтор
Муругова Д.)
|
Проблема семантического
обследования педагогического
взаимодействия в спорте
(тезисы)
|
Сундетова У.Ш.
|
Данные научно -
исследовательской работы
использованы при написании учебных и
учебно-методических пособий, учебных
программ и учебника. Учебник по
педагогике физической культуры и
спорта (новое издание) находится в
печати.
В выполнении темы НИР кафедры в
2007-08 годах принимали активное
участие докторанты, аспиранты,
магистранты и соискатели кафедры
педагогики.
Ф.И.О. докторанта,
аспиранта, соискателя,
магистранта
|
Тема работы
|
Докторанты:
Баймурзин А.Р.
Воробьёва Е.В.
Ичинхорлоо
Аспирант:
Вольдегебраил Гетачу Абеба
Соискатели:
Мушаков А.А.
Алёшина О.А.
Щербакова Е.Н.
Магистранты:
Козина А.В.
Муругова Д.Н.
Шамров А.А.
|
Управление стратегиями развития
вузов физической культуры и
спорта
Проектирование модели
творческой деятельности в
процессе подготовки
специалистов вузов ФК и С
(защита состоялась 17.02.09)
Структура и содержание системы
подготовки специалистов по
физической культуре в вузах
Монголии
Структура и содержание активных
методов обучения в
подготовке магистров по
физической культуре в
университетах Эфиопии
(защита состоялась 02.1208)
Формирование рефлексивной
культуры спортивного
педагога (защита состоялась
23.10.08)
Преемственность программ
профессионального
образования разного уровня в
сфере физической культуры и
спорта
Формирование компетенций по
блоку профессиональных
дисциплин специализации
'Физическая культура и
спорт'
Проектирование содержания
высшего профессионального
образования в сфере
физической культуры и спорта
Формирование кадрового состава
вуза физической культуры и
спорта и его структура
Активные методы обучения в
подготовке специалистов по
физической культуре и спорту
|
В рамках выполненной темы НИР
кафедра
профессорско-преподавательский
состав кафедры педагогики осуществил
научно - методическую помощь
следующим организациям:
·
Межвузовскому
отделению Российского философского
общества РАН (Квиртия Л.Д.)
·
Адыгейскому
государственному университету.
Институту физической культуры и
дзюдо (Неверкович С.Д.);
·
Москомспорту (Неверкович
С.Д.);
·
Федерации фигурного
катания России (Варданян А.Н.);
·
Федерации лёгкой
атлетики (Московскому отделению)
(Киселёва Е.В.);
·
ЮЗАОУО Департаменту
образования г. Москвы (Левченкова
Т.В.);
·
ГУ 'информационно -
аналитическому центру развития
физической культуры и спорта
Липецкой области' (Николаева Н.И.)
·
Высшей школе тренеров
Беларуси (Неверкович С.Д.)
Зам.зав.кафедры педагогики по НИР
Е.В.Киселёва
|