РГУФКСиТ

КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ


 
ОТЧЁТ КАФЕДРЫ

ОТЧЁТ НИР

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

УЧЕБНИКИ

СТАТЬИ

НИИИТО

 

 

 

 СПИСОК ТЕЗИСОВ НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ (в 2002 - 2005 г.) И ПЛАНИРУЕМЫХ К ИЗДАНИЮ (в 2006 - 2007 г.) ПРОФЕССОРСКО - ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ

 

СПИСОК УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПРОФЕССОРСКО - ПРЕПОДАВАЕТЛЬСКИМ СОСТАВОМ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ

 

    

Отчёт по теме  НИР кафедры педагогики 2007-08 гг.

'Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов по физической культуре и спорту'

Руководитель темы -заведующий кафедрой педагогики, д.п.н., профессор, чл.- корр. РАО

Исполнители:

профессор, к.п.н.

профессор, к.п.н.

профессор, к.п.н.

профессор, к.п.н.

профессор, к.п.н.

доцент, к.п.н.

доцент, к.п.н.

доцент, к.п.н.

доцент, к.п.н.

доцент, к.п.н.

 

Неверкович С.Д.

 

 

Квиртия Л.Д.

Левченкова Т.В.

Маркина Т.А.

Сингина Н.Ф.

Хозяинов Г.И.

Варданян А.Н.

Киселёва Е.В.

Николаева Н.И.

Сундетова У.Ш.

Хвалько Н.Г.

 

     Актуальность и значимость совершенствования образовательных технологий в подготовке специалистов по физической культуре и спорту предопределяется насущными задачами процесса модернизации высшего образования России.

     Современной тенденцией развития высшего образования в России является его интеграция в единое европейское образовательное пространство и повышение его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. В этой связи современному образовательному процессу  в высшей школе должны быть присущи следующие свойства: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариативность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Модернизация образовательного процесса в высших учебных заведениях физкультурного профиля предполагает разработку образовательных технологий с указанными свойствами.

     Совершенствование технологических основ профессионально - педагогической подготовки специалистов в физкультурном вузе предполагает дальнейшее развитие сформировавшихся позитивных тенденций образовательного процесса:

     - системное освоение научно - теоретических знаний по всем дисциплинам научного плана;

     - усиление межпредметных связей естественных и гуманитарных учебных дисциплин;

     - единство общекультурного развития специалиста и его профессиональной подготовки;

     - интеграция теоретической и практической полготовки кадров;

     - компьютеризация образовательного процесса.

     В наибольшей степени охватывают все перечисленные тенденции и отвечают современным требованиям, предъявляемым к образовательным технологиям - технологии активных методов обучения, в частности: технологии организационно - обучающих игр, исследовательско -эвристических игр, дидактических игр и др.

     Научная работа в рамках данной темы осуществлялась по следующим направлениям:

     - теоретико-методологическое обоснование создания единой технологии обучающих игр;

     - разработка основ единой технологии обучающих игр как компонента образовательной системы университета физической культуры и спорта.

     По каждому научному направлению проведены исследования с использованием широкого спектра педагогических, психологических и математико-статистических методов исследования.

     Теоретико-методологической базой создания единой технологии обучающих игр являются труды отечественных и зарубежных учёных по активным методам обучения, по организации и проведению  деловых игр. Отечественные специалисты, используя некоторые общие   деятельностные и логико-психологические основы, разрабатывают и применяют особый тип игр, предполагающих интеллектуальные взаимодействия их участников на междисциплинарной основе. Единая технология обучающих игр вобрала в себя инновационные компоненты различных типов игр, для широкого внедрения в образовательный процесс ИФК.

     Научно - исследовательская работа по теме: 'Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов по физической культуре и спорту' проводилась профессорско-преподавательским составом кафедры  по следующим направлениям:

1)        Разработка  методологических основ построения образовательных технологий подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта. С.Д.Неверкович (док. пед. наук, профессор, член - корр. РАО) разработал теоретико-мировоззренческие и общеметодологические предпосылки развития современной общей и спортивной педагогики; выявил ключевые проблемы разработки и внедрения современных педагогических технологий и активных методов обучения в высшее физкультурное образование. Л.Д.Квиртия (канд. пед. наук, профессор) проанализировал глобальные преобразования в мировых общественных процессах и современные тенденции формирования общей и спортивной гуманопедагогики. Г.И.Хозяинов (канд. пед. наук, профессор) предложил научный подход, позволяющий разрабатывать технологии обучения различной направленности, нацеленные на совершенствование университетского образования в сфере физической культуры и спорта. В их числе, предложенная  Г.И.Хозяиновым, система дидактических игр, эффективно работающая в образовательной практике физкультурных вузов.

2)        Теоретико-экспериментальное обоснование путей совершенствования высшего физкультурного образования. Проблема научного поиска путей модернизации высшего профессионального образования в связи с перспективами развития сферы физической культуры, спорта и туризма явилась  предметом исследований учёных - сотрудников кафедры педагогики Н.И.Николаевой (канд. пед. наук, доцента), Н.Ф.Сингиной (канд. пед. наук, доцента), У.Ш.Сундетовой (канд. пед. наук, доцента), Н.Г. Хвалько (канд.пед.наук, доцента).  Учёными  определены основные тенденции развития и характеристики построения высшего физкультурного образования как университетского; условия  построения непрерывного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта; направление образования спортивных судей в системе высшего профессионального образования. Определены роль, место и значение обучающих игр в системе профессиональной вузовкой подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта .

3)  Определение критериальных основ формирования профессиональной компетентности специалистов в области физической культуры и спорта.  Т.А.Маркина (канд. пед. наук, профессор) совместно с Ю.В.Гравит (канд. пед.наук) уточнили профессионально значимые характеристики личности учителя физической культуры, реализующего личностно - ориентированный подход к учебно - воспитательному процессу в общеобразовательной школе . Т.В.Левченкова (канд. пед. наук, доцент) выявила требования к личности и деятельности специалиста по физической культуре и спорту, работающего с детьми дошкольного возраста. Е.В.Киселёва (канд. пед. наук, доцент) определила основные условия полноценной (научно - теоретической и практической) готовности специалиста к разрешению педагогических конфликтов в физкультурно - спортивной деятельности. Учёными доказана значимая роль обучающих игр в становлении личности и различных аспектов профессиональной деятельности спортивного педагога .

  4)         Выявление акмеологических основ формирования

        профессионализма специалистов в области физической культуры и

      спорта. Г.И.Хозяиновым (канд.пед.наук, профессор) разработаны пути

      достижения профессионализма в творческой самореализации, методы

       самосовершенствования специалистов по физической культуре и спорту,

      а также значение и роль обучающих игр в достижении ими вершин

      педагогического мастерства.

 

Основные положения технологии проведения обучающих игр

     Обучающая игра (ОИ) является одним из основных методов активного обучения и качественно отличается от традиционных методов обучения.

      К самым существенным отличительным особенностям ОИ относятся:

      - принудительная активизация мышления и поведения студентов

        (вынужденная активность);

      - экономия времени обучения, т.е. интенсификация;

       - активность студентов, адекватная активности преподавателя;

       - уникальные возможности для формирования методологической

          культуры, коммуникативной компетентности;

       - обязательность взаимодействия студентов между собой и    

         преподавателем;

       - направленность на преимущественное приобретение и развитие

          педагогических, интеллектуальных, поведенческих навыков и

          умений;

       - развитие способностей самоорганизации, самоуправления;

       - повышенная степень мотивации, эмоциональный и творческий

          характер знаний.

     Проведённые теоретические и прикладные исследования, а также опыт использования обучающих игр в учебном процессе физкультурных вузов, свидетельствует о том, что при разработке и их проведении необходимо реализовывать следующие психолого-педагогические принципы: моделирования и имитации сферы профессиональной деятельности; задачно - проблемной организации игрового обучения; кооперации и мыслекоммуникации; рефлексии; субъектности; ресурсного обеспечения.

      Предметом обучающих игр выступают моделирование и имитация реальной деятельности участниками игры. Эти процессы должны определённым образом организовываться. Необходимыми организационными элементами структуры обучающих игр являются: система целей, сценарий игры, игровые роли, правила игры, система оценивания, техническое и методическое обеспечение игры.

      Технология проведения обучающих игр содержит   9 взаимосвязанных и взаимообусловленных подэтапов рабочих игровых процессов.  Подэтапы отражают смысловую направленность  и содержательную основу, характеризующих данный рабочий процесс игрового действия, специфика которого обусловлена определёнными психолого-педагогическими особенностями данного типа игр. По мере развития игрового действия рабочие процессы разворачиваются в следующей последовательности: самоустановка (игроков), коммуникация (моделирование коллективной профессиональной деятельности), схематизация (отображение содержания на основе символо - знаковой схематизации), представление результатов (доклад группового 'проекта', дискуссия), объективизация (рефлексивный анализ оснований профессиональной деятельности), распредмечивание (разушение стереотипов, лежащих в основании профессиональной деятельности), проблематизация (переструктурирование задач, создание проблемной ситуации), эвристический компонент (направленность на интуитивную, творческую работу и решение проблем), синтез (формирование и формулирование нового подхода к решению профессиональных проблем на основе коллективной мыследеятельности).  

 

Наименование этапов игры и их деятельностная характеристика

 

?

п./п.

Название этапа

Содержание деятельности участников игры и их

деятельностная характеристика

1.

 

 

Подготовительный

- подготовка преподавателя к игре;

- подготовка и самооценка студентов к игре;

- подготовка технического и методического

   обеспечения игры;

- определение готовности учащихся к игре

2.

 

 

 

Введение в игру

- ознакомление участников игры с темой;

- предъявление информации преподавателем;

- проведение установки на игру;

- предъявления сценария и правил игры;

- формирование игровых групп, распределение

  игровых ролей;

- выдача задания на игру;

- обеспечение техническим и методическими

  материалами

3.

 

 

Собственно игровой этап

- обсуждение полученного задания в игровых группах;

- консультации лидеров у ведущего игры;

- выполнение игровых ролей участниками игры;

- коммуникативные взаимодействия игроков в группе;

- организация КМД в игровой группе лидером;

- обсуждение частных вариантов решения задания;

- принятие оптимального решения по заданию;

- подготовка докладов, наглядности и выступление

  докладчиков;

- межгрупповая дискуссия участников игры

4.

 

Заключительный

- рефлексия участников игры;

- рефлексия ведущего;

- определение лучшей игровой группы;

- подведение ведущим итогов игры

 

 

 

 Система обучающих игр по психолого-педагогическим дисциплинам

Типы игр

Название ОИ

Классификационное определение

 

 

Фрагментарные

ОБ

Анализ  литературы по истории педагогической науки

Деятельно - поролевая, мини-игра, жёстко запрограммированная

Факторы формирования личности

Контрольно-диагностическая, мини-игра, жёстко запрограммированная

Возрастные особенности развития и формирования личности

Контрольно-диагностическая, мини-игра, жёстко запрограммированная

 

Личность учащегося

Диагностическая, малая, адаптивная

Учебно-познавательная деятельность учащегося

Поисково-диагностическая, малая, адаптивная

Целостно - тематические

ОБ

 

Личность педагога

Диагностическая, малая, адаптивная

Деятельность педагога

Поисково-диагностическая, малая, адаптивная

Содержание образования

Поисковая, малая, адаптивная

Педагогический опыт

Поисковая, малая, адаптивная

Комплексные ОБ

Семинар как дидактическая система

Деятельностно - ролевая, адаптивная

 

      Результаты  научно - исследовательской работы по теме 'Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов по физической культуре и спорту' были представлены профессорами и доцентами кафедры на следующих научных конференциях:

Название конференции

Место и сроки проведения

Докладчик

Международные:

Научно - практический семинар-совещание 'Спорт для всех и оздоровительный фитнес'

 

Киев, март 2007

 

Левченкова Т.В.

Международный конгресс 'Фитнес и здоровый образ жизни'

Москва, апрель 2007

Левченкова Т.В.

'Проблемы двигательной активности спортсменов'

Майкоп, май 2007

Неверкович С.Д.

'Лихачёвские чтения'

Санк-Петербург,май 2007

Неверкович С.Д.

Фитнес конференция 'World Class - 08'

Москва, апрель 2008

Левченкова Т.В.

'Рудиковские чтения'

Ростов - на - Дону, май 2008

Неверкович С.Д.

XII Международный научный конгресс 'Современный олимпийский и параолимпийский спорт и спорт для всех'

Москва, май 2008

Неверкович С.Д., Киселёва Е.В., Левченкова Т.В., Николаева Н.И., Сундетова У.Ш., Харитонова О.О.

Международная научная конференция  'XXIII Мерлинские чтения'

Пермь, октябрь 2008

Неверкович С.Д.

Всероссийские:

'Совершенствование дополнительного профессионального образования в сфере ФК и С в условиях модернизации высшего профессионального образования'

 

Москва, апрель 2007

 

Николаева Н.И., Хозяинов Г.И.

Всероссийская научная конференция Российского философского общества РАН

Москва, март 2008

Квиртия Л.Д.

Всероссийская научная конференция - семинар 'Язык педагогики в контексте современного научного знания'

Хоста, октябрь 2008

Киселёва Е.В.

Вузовские:

Конференция Российской академии гос. службы при Президенте РФ (РАГС)

 

Москва, май 2007

 

Квиртия Л.Д.

Научная конференция профессорско-преподавательского состава РГУФКСиТ

Москва, февраль 2007

Левченкова Т.В., Николаева Н.И., Харитонова О.О.

Конференция молодых учёных РГУФКСиТ

Москва, апрель 2007

Харитонова О.О.

Научная конференция профессорско-преподавательского состава РГУФКСиТ

Москва, февраль 2008

Николаева Н.И.

 

     Необходимо особо выделить научные доклады представителей кафедры педагогики  и состоявшийся обмен мнений по теме 'Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов по физической культуре и спорту' на  заседаниях секций 'Инновационные технологии подготовки специалистов в вузах физической культуры' и 'Педагогика физической культуры и спорта' на XII Международном научном конгрессе 'Современный олимпийский и параолимпийский спорт и спорт для всех', прошедшем в мае 2008 года.

      В течение 2007/08 гг. профессорско-преподавательским составом кафедры по теме НИР опубликованы следующие научные статьи и тезисы докладов:

Название статьи, тезисов

Автор

2007

Педагогика как метапредмет

 

Неверкович С.Д.

Акмеологический подход к формированию профессиональной компетентности выпускников вуза физической культуры (статья)

Николаева Н.И. (соавтор Киселёва Н.Н.)

Современные аспекты подготовки специалистов (тренеров) в сфере физической культуры и спорта (статья)

Николаева Н.И.

Особенности деятельности педагога поствузовского образования (статья)

Хозяинов Г.И.

Обоснование разработки системы диагностики психолого-педагогических знаний студентов в процессе формирования профессиональной компетентности (тезисы)

Маркина Т.А. (соавтор Романина Е.В.)

Совершенствование высшего физкультурного образования России в свете решений Болонского соглашения (тезисы)

Николаева Н.И. (соавтор Козырева О.В.)

Современный взгляд на подготовку специалистов (тренеров) в системе высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта (тезисы)

Николаева Н.И.

Состояние и перспективы развития дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта (тезисы)

Николаева Н.И.

Освоение больших объёмов учебно-научной информации студентами вузов физической культуры и спорта (тезисы)

Хвалько Н.Г.

2008

Рефлексивная культура спортивного педагога (статья)

 

Неверкович С.Д. (соавтор Мушаков А.А.)

Исследование проблем рефлексии в педагогике и психологии (статья)

Неверкович С.Д. (соавтор Мушаков А.А.)

Понятие 'педагогика спорта' в содержании профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры и спорта (статья)

Неверкович С.Д. (соавтор Киселёва Е.В.)

Философия тренерской деятельности (статья)

Неверкович С.Д. (соавтор Киселёва Е.В.)

Конфликты в спортивно - педагогическом взаимодействии и способы их преодоления (статья)

Неверкович С.Д. (соавтор Киселёва Е.В.)

Современные проблемы непрерывного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта (статья)

Николаева Н.И.

Учебно-методический комплекс как дидактическое средство управления подготовкой специалистов в сфере физической культуры и спорта (статья)

Николаева Н.И.

Проблемы формирования готовности студентов институтов физической культуры к карьерному росту в профессиональной деятельности (тезисы)

Киселёва Е.В.

Квалификация профессорско-преподавательского состава - главная составляющая качества образования (тезисы)

Николаева Н.И. (соавтор Муругова Д.)

Проблема семантического обследования педагогического взаимодействия в спорте (тезисы)

Сундетова У.Ш.

   

      Данные  научно - исследовательской работы использованы при написании учебных и учебно-методических пособий, учебных программ и учебника. Учебник по педагогике физической культуры и спорта (новое издание) находится в печати.

     В выполнении темы НИР кафедры в 2007-08 годах принимали активное участие докторанты, аспиранты, магистранты и соискатели кафедры педагогики.

Ф.И.О. докторанта, аспиранта, соискателя, магистранта

Тема работы

Докторанты:

Баймурзин А.Р.

 

Воробьёва Е.В.

 

Ичинхорлоо

 

Аспирант:

Вольдегебраил Гетачу Абеба

 

Соискатели:

Мушаков А.А.

 

Алёшина О.А.

 

Щербакова Е.Н.

 

Магистранты:

Козина А.В.

 

Муругова Д.Н.

 

Шамров А.А.

 

Управление стратегиями развития вузов физической культуры и спорта

Проектирование модели творческой деятельности в процессе подготовки специалистов вузов ФК и С (защита состоялась 17.02.09)

Структура и содержание системы подготовки специалистов по физической культуре в вузах Монголии

Структура и содержание активных методов обучения в подготовке магистров по физической культуре в университетах Эфиопии (защита состоялась 02.1208)

 

 

Формирование рефлексивной культуры спортивного педагога (защита состоялась 23.10.08)

Преемственность программ профессионального образования разного уровня в сфере физической культуры и спорта

Формирование компетенций по блоку профессиональных дисциплин специализации 'Физическая культура и спорт'

 

Проектирование содержания высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта

 

Формирование кадрового состава вуза физической культуры и спорта и его структура

Активные методы обучения в подготовке специалистов по физической культуре и спорту

 

     В рамках выполненной темы НИР кафедра профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики осуществил научно - методическую помощь следующим организациям:

·        Межвузовскому отделению Российского философского общества РАН (Квиртия Л.Д.)

·        Адыгейскому государственному университету. Институту физической культуры и дзюдо (Неверкович С.Д.);

·        Москомспорту (Неверкович С.Д.);

·        Федерации фигурного катания России (Варданян А.Н.);

·        Федерации лёгкой атлетики (Московскому отделению) (Киселёва Е.В.);

·        ЮЗАОУО Департаменту образования г. Москвы (Левченкова Т.В.);

·        ГУ 'информационно - аналитическому центру развития физической культуры и спорта Липецкой области' (Николаева Н.И.)

·        Высшей школе тренеров Беларуси (Неверкович С.Д.)

 

Зам.зав.кафедры педагогики  по НИР                                                       Е.В.Киселёва

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ


 


 

Copyright © 2007, РГУФК. Все права защищены.
При использовании материалов с сайта, ссылка на источник обязательна.