РГУФКСиТ

КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ

 ОТЧЁТ КАФЕДРЫ
2002-2007гг.


ПРЕПОДАВАТЕЛИ

УЧЕБНИКИ

СТАТЬИ

НИИИТО

 

 

 

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Левченкова Т.В.-кандидат педагогических наук, доцент РГУФК,

Циплакова А.К.-заведующая ГОУ д/с ? 1986,

Исаева Д.С. - заведующая ГОУ д/с ? 1141,  

Курдина Т.А.-педагог дополнительного образования ГОУ д/с ? 1141

 

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовки и гармоничного физического развития. Средства физической культуры и спорта являются важным звеном в физическом развитии дошкольника.

На данный момент в детских садах недостаточно разработаны комплексы коррекционных упражнений для детей. Проблема заключается в том, что крайне важно правильно организовать занятие коррекционной физической культуры именно в детстве, что позволит организму не только  способствовать правильному функциональному развитию, но и  обеспечить профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и в некоторых случаях непосредственно коррекцию подобных отклонений.

На базе детского сада  ? 1986 и ?1141 был проведен эксперимент. Для данного  эксперимента были разработаны комплексы общей и коррекционной физической культуры, соответствующие возрастным показателям детей и режиму дня ребенка, посещающего детский сад.

В ходе эксперимента были  поставлены задачи:

·                   Диагностика физического развития детей;

·                   Разработка комплексов упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки;

·                   Составление методики, использования коррекционных физкультурно-оздоровительных занятий  в недельном режиме для детей дошкольного возраста;

Каждая возрастная группа, на основании  медицинских обследований, делится на две подгруппы, соответственно для коррекции и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата:

1.                плоскостопие

2.                осанка

Занятия проводятся три раза в неделю: два дня - общая физическая культура для всех детей и один день - занятия по коррекции.

Учитывая специфику возраста и направление работы, задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию правильного изгиба позвоночника, развитию правильного свода стопы, укреплению связочно-суставного аппарата, что обеспечивает профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Методика направлена на то, чтобы, в первую очередь, обеспечить профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата (в частности правильной осанки и отсутствие плоскостопия), и способствовать развитию всех групп мышц, участвующих в двигательных актах. В ходе занятий также подбирались упражнения общего характера, направленные на улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательных систем, совершенствование функций анализаторов.

В сентябре и в мае были проведены две диагностики, которые позволили обследовать физическую подготовку детей. Параметры диагностики: прыжок в длину с места, челночный бег- 3>

Также по результатам диагностики выявилось

?                    улучшение в 2 раза результатов в метании и прыжке в длину у всех детей;

?                    улучшение в 1,5 раза в развитии скоростных качеств у большинства детей;

?                    улучшение общей быстроты и ловкости у детей младших групп.

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всесторонне развитие ребенка. Это способствует нормальному развитию и закаливанию организма, формирует внутренний мир, мысли, чувства, поведение и составляет фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям укреплять иммунную систему, предотвращать серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата и сохранять в норме психическое и физическое состояние детского организма.

Комплексы упражнений для коррекции

 плоскостопия:

Задачи:

·                   укрепить мышцы стопы

·                   укрепить мышцы голени

·                   формирование свода стопы

Применяемое оборудование:

·                            массажные мячи различного диаметра

·                            гимнастические палки

·                            гимнастические обручи

·                            массажные кольца,  массажные кочки

Музыкальное сопровождение:

·                   фоновая музыка;

·                   популярные детские мелодии

Содержание

Время

(минуты)

Методические указания

Вводная часть

Задачи:

?              подготовка стопы к нагрузке

?              коррекция стопы

 

Варианты упражнений:

Упражнения стоя без предметов;

Упражнения в ходьбе.

 

5

Упражнения спокойного характера, подготавливающие стопу к предстоящей нагрузке.

Основная часть

Задачи:

?              укрепление мышц стопы и голени

?              коррекция стопы

Варианты упражнений:

Достаточно эффективные упражнения стоя или сидя, с предметами или без предметов.

Массажная 'дорожка'

Игровые и сюжетные задания.

15-20

Эффективные упражнения. Количество повторений 8-16 раз.

В массажную 'дорожку' могут входить предметы: массажные коврики, массажные кольца, гимнастические палки, камешки и т.д.

Заключительная часть

Задачи:

?              коррекция стопы

?              восстановление

Варианты упражнений:

Самомассаж, упражнения восстанавливающего характера.

Игровые задания.

5

Восстанавливающие упражнения спокойного характера. Снятие напряжения с ног.

 

 

 

Комплекс упражнений для коррекции осанки:

 

Задачи:

1.                укрепление 'мышечного корсета' спины

2.                формирование навыка правильной осанки

 

Формат занятия:

Продолжительность 20-30 минут.

Применяемое оборудование:

·                            массажные мячи различного диаметра

·                            гимнастические палки

·                            гимнастические обручи

·                            массажные кольца,  массажные кочки

 

Музыкальное сопровождение:

·                   фоновая музыка;

·                   популярные детские мелодии

 

Часть урока

Содержание

Вводная

(5 минут)

1. упражнения на внимание и координацию;

2. построения и перестроения, соблюдая правильную осанку (например, перенося мешочки с песком на голове и т.д.);

3. упражнения для закрепления навыка правильной осанки;

4. простые по выполнению, хорошо знакомые детям  упражнения, способствующие подготовке организма к предстоящей нагрузке;

5. упражнения на растягивание (как правило: мышцы груди, шеи, спины)

Основная

(15-20 минут)

1. общеразвивающие и специальные упражнения из исходного положения лежа с использованием гимнастического оборудования (упражнения на укрепление мышц спины и живота);

2. упражнения в ползании и лазании;

3. специальные подвижные игры средней интенсивности,  соответствующие задачам урока (например: 'замри с правильной осанкой')

Заключительная

(5 минут)

1. игры малой интенсивности

2. упражнения на релаксацию

3. упражнения на растягивание

 

 

 

 

Результаты проведенной экспериментальной работы показали эффективность использования предложенной методики проведения коррекционных физкультурно-оздоровительных занятий в дошкольных образовательных учреждениях.

                                                                                     

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ


 


 
Copyright © 2007, РГУФК. Все права защищены.
При использовании материалов с сайта, ссылка на источник обязательна.