МЕТОДИКА
ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Левченкова
Т.В.-кандидат педагогических наук, доцент РГУФК,
Циплакова
А.К.-заведующая ГОУ д/с ? 1986,
Исаева Д.С. -
заведующая ГОУ д/с ? 1141,
Курдина
Т.А.-педагог дополнительного образования ГОУ д/с
? 1141
В период
дошкольного детства у ребенка закладываются
основы здоровья, долголетия, всесторонней
двигательной подготовки и гармоничного
физического развития. Средства физической
культуры и спорта являются важным звеном в
физическом развитии дошкольника.
На данный
момент в детских садах недостаточно разработаны
комплексы коррекционных упражнений для детей.
Проблема заключается в том, что крайне важно
правильно организовать занятие коррекционной
физической культуры именно в детстве, что
позволит организму не только способствовать
правильному функциональному развитию, но и
обеспечить профилактику заболеваний
опорно-двигательного аппарата у детей и в
некоторых случаях непосредственно коррекцию
подобных отклонений.
На базе
детского сада ? 1986 и ?1141 был проведен
эксперимент. Для данного эксперимента были
разработаны комплексы общей и коррекционной
физической культуры, соответствующие возрастным
показателям детей и режиму дня ребенка,
посещающего детский сад.
В ходе
эксперимента были поставлены задачи:
·
Диагностика физического развития детей;
·
Разработка комплексов упражнений для
профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
·
Составление методики, использования
коррекционных физкультурно-оздоровительных
занятий в недельном режиме для детей
дошкольного возраста;
Каждая
возрастная группа, на основании медицинских
обследований, делится на две подгруппы,
соответственно для коррекции и профилактики
заболеваний опорно-двигательного аппарата:
1.
плоскостопие
2.
осанка
Занятия
проводятся три раза в неделю: два дня - общая
физическая культура для всех детей и один день -
занятия по коррекции.
Учитывая
специфику возраста и направление работы, задачи
определяются в более конкретной форме: помогать
формированию правильного изгиба позвоночника,
развитию правильного свода стопы, укреплению
связочно-суставного аппарата, что обеспечивает
профилактику заболеваний опорно-двигательного
аппарата.
Методика
направлена на то, чтобы, в первую очередь,
обеспечить профилактику заболеваний
опорно-двигательного аппарата (в частности
правильной осанки и отсутствие плоскостопия), и
способствовать развитию всех групп мышц,
участвующих в двигательных актах. В ходе занятий
также подбирались упражнения общего характера,
направленные на улучшение работы
сердечно-сосудистой и дыхательных систем,
совершенствование функций анализаторов.
В сентябре и в
мае были проведены две диагностики, которые
позволили обследовать физическую подготовку
детей. Параметры диагностики: прыжок в
длину с места, челночный бег- 3>
Также по результатам диагностики выявилось
?
улучшение в 2 раза результатов в метании и
прыжке в длину у всех детей;
?
улучшение в 1,5 раза в развитии скоростных
качеств у большинства детей;
?
улучшение общей быстроты и ловкости у детей
младших групп.
Занятия
физическими упражнениями оказывают большое
влияние на всесторонне развитие ребенка. Это
способствует нормальному развитию и закаливанию
организма, формирует внутренний мир, мысли,
чувства, поведение и составляет фундамент
крепкого здоровья, которое позволяет детям
укреплять иммунную систему, предотвращать
серьезные заболевания опорно-двигательного
аппарата и сохранять в норме психическое и
физическое состояние детского организма.
Комплексы
упражнений для коррекции
плоскостопия:
Задачи:
·
укрепить мышцы стопы
·
укрепить мышцы голени
·
формирование свода стопы
Применяемое
оборудование:
·
массажные мячи различного диаметра
·
гимнастические палки
·
гимнастические обручи
·
массажные кольца, массажные кочки
Музыкальное
сопровождение:
·
фоновая музыка;
·
популярные детские мелодии
Содержание
|
Время
(минуты)
|
Методические указания
|
Вводная
часть
Задачи:
?
подготовка
стопы к нагрузке
?
коррекция
стопы
Варианты упражнений:
Упражнения стоя без предметов;
Упражнения в ходьбе.
|
5
|
Упражнения спокойного характера,
подготавливающие стопу к предстоящей
нагрузке.
|
Основная
часть
Задачи:
?
укрепление
мышц стопы и голени
?
коррекция
стопы
Варианты упражнений:
Достаточно эффективные упражнения стоя
или сидя, с предметами или без
предметов.
Массажная 'дорожка'
Игровые и сюжетные задания.
|
15-20
|
Эффективные упражнения. Количество
повторений 8-16 раз.
В массажную 'дорожку' могут входить
предметы: массажные коврики, массажные
кольца, гимнастические палки, камешки и
т.д.
|
Заключительная часть
Задачи:
?
коррекция
стопы
?
восстановление
Варианты упражнений:
Самомассаж, упражнения
восстанавливающего характера.
Игровые задания.
|
5
|
Восстанавливающие упражнения спокойного
характера. Снятие напряжения с ног.
|
Комплекс
упражнений для коррекции осанки:
Задачи:
1.
укрепление
'мышечного корсета' спины
2.
формирование
навыка правильной осанки
Формат
занятия:
Продолжительность 20-30 минут.
Применяемое оборудование:
·
массажные мячи различного диаметра
·
гимнастические палки
·
гимнастические обручи
·
массажные кольца, массажные кочки
Музыкальное
сопровождение:
·
фоновая музыка;
·
популярные детские мелодии
Часть урока
|
Содержание
|
Вводная
(5 минут)
|
1.
упражнения на внимание и координацию;
2.
построения и перестроения, соблюдая
правильную осанку (например, перенося
мешочки с песком на голове и т.д.);
3.
упражнения для закрепления навыка
правильной осанки;
4. простые
по выполнению, хорошо знакомые детям
упражнения, способствующие подготовке
организма к предстоящей нагрузке;
5.
упражнения на растягивание (как правило:
мышцы груди, шеи, спины)
|
Основная
(15-20
минут)
|
1.
общеразвивающие и специальные упражнения
из исходного положения лежа с
использованием гимнастического
оборудования (упражнения на укрепление
мышц спины и живота);
2.
упражнения в ползании и лазании;
3.
специальные подвижные игры средней
интенсивности, соответствующие задачам
урока (например: 'замри с правильной
осанкой')
|
Заключительная
(5 минут)
|
1. игры
малой интенсивности
2.
упражнения на релаксацию
3.
упражнения на растягивание
|
Результаты
проведенной экспериментальной работы показали
эффективность использования предложенной
методики проведения коррекционных
физкультурно-оздоровительных занятий в
дошкольных образовательных учреждениях.
|