РГУФКСиТ

КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ

 ОТЧЁТ КАФЕДРЫ
2002-2007гг.


ПРЕПОДАВАТЕЛИ

УЧЕБНИКИ

СТАТЬИ

НИИИТО

 

 

 

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Н.И. Николаева, к.п.н, доц.,  Н.Н. Киселева, кафедра педагогики

 

Введение. Вхождение России в европейское образовательное пространство (подписание Болонской декларации в 2003 г.) обязывает нас до 2010 года внести разумные изменения в систему образования, в связи с принципами, прописанными в декларации. Многие университеты России, в том числе и РГУФК находятся в эксперименте по внедрению бально-рейтинговой системы в учебный процесс.  

Цель исследования: разработать проекты государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения в сфере физической культуры и спорта с учетом принципов, заложенных в Болонскую декларацию.

Задачи: 1.  Провести контент-анализ ГОС ВПО первого и второго поколения в части содержания высшего образования, а также квалификационных требований по всем уровням (бакалавр-специалист-магистр) в сфере физической культуры и спорта.

 2. Провести сравнительный анализ профессиональных образовательных стандартов и программ в сфере подготовки спортивных тренеров, менеджеров и других специалистов в европейских странах.

3. Обосновать принципы проектирования современных государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения в сфере физической культуры и спорта с учетом принципов, заложенных в Болонскую декларацию.

4. Разработать проекты государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения в сфере физической культуры и спорта с учетом принципов, заложенных в Болонскую декларацию.

Основу гипотезы исследования  составили предположения о том, что использование компетентностного подхода при анализе содержания образования и квалификационных требований, представленных в стандартах первого и второго поколения уровней бакалавр-специалист-магистр, позволит создать качественные проекты государственных образовательных стандартов третьего поколения в сфере физической культуры и спорта.

Методы: контент-анализ, системный анализ, педагогический мониторинг.

В ст. 5 закона РФ 'О высшем и послевузовском профессиональном образовании' определено предназначение ГО ВПО для обеспечения основы объективной оценки деятельности образовательных учреждений. Этой функцией ГОС ВПО руководствовались авторы (2), вводя понятие 'оценочно-диагностического потенциала стандарта'.

Образовательный стандарт - формализованная социальная норма качества образования, закрепленная в нормативном документе и обладающая нормативно-правовым статусом (Селезнева Н.А.).

Профессиональный стандарт - нормативный документ, отражающий минимальные требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом продуктивности и безопасности выполняемых работ. (О.Ильченко).

Для подготовки конкурентоспособных специалистов, как для внутреннего, так и мирового рынка труда России необходимо:

- разработать пакет соглашений о содержании образования, однозначно понимаемый всеми заинтересованными сторонами;

- повышать эффективность педагогической составляющей, внедряемых в учебный процесс образовательных технологий, а также оптимизировать технологические процессы;

- унифицировать академический менеджмент в вузе на основе специально разработанных стандартов, учитывающих специфику функционирования учебного заведения. 

Использование дидактических технологий и создание системы стандартов, регламентирующих деятельность вуза направлены на совершенствование учебного процесса и повышение качества подготовки конкурентоспособных специалистов. Сопряжение международных образовательных стандартов - путь к интеграции  систем образования различных стран, формирование единого рынка образовательных программ.

В соответствии с Болонским соглашением в стандарте должны быть прописаны компетенции, которыми должен обладать бакалавр, специалист, магистр. В соответствии с этими компетенциями должно формироваться содержание образования того или иного уровня. Компетентностному подходу сегодня посвящено огромное количество научных статей и монографий. В исследованиях ряда авторов: Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Белицкой Г.Э., Хуторской А.В., Зимней И,А. авторы выделяют три группы компетентностей: личностные, коммуникативные, деятельностные.

Байденко В.И. в своих работах выделяет две группы компетентностей (компетенций): общие (универсальные) и предметно-специализированные (профессиональные). Вопрос о том, какие компетенции должны быть заложены в ГОС ВПО третьего поколения - профессиональные, личностные, коммуникативные или все вместе; должен решаться на уровне специально созданных комиссий при УМО при разработке стандартов третьего поколения.

Авторы  обратили внимание также и на моноуровневую оценочно- диагностическую архитектонику стандарта. В ГОС ВПО обеих моделей отсутствует даже попытка задать разные уровни усвоения от минимального, но допустимого, до наиболее высоких уровней. Что могло послужить корректной формой развития качественного многообразия высшего образования.

Компетенции/компетентности интерпретируются как единый согласованный язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования. Ориентация стандартов, учебных планов и программ на результаты обучения делают квалификации сравнимыми и прозрачными, чего нельзя сказать о содержании образования, которое разительно отличается не только между странами, но и вузами, даже при подготовке по одной и той же специальности.

Компетентность - общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности. Характеризует меру соответствия понимания знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых задач и разрешаемых проблем*.

'Компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы: действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях :' (3).

В общеевропейском проекте TUNING ' понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний), знание как быть(ценности как неотъемлемая часть  способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)(2).

С точки зрения акмеологии профессионализм - это интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая соответствие человека требованиям профессии (1).

 Профессионализм включает в себя:1). обеспечение человеком высокой результативности труда и эффективное выполнение профессиональной деятельности; 2) взаимодействие с другими людьми; 3) личность профессионала.

Выделены группы профессиональной компетентности с точки зрения акмеологического подхода (1): компетентность в профессиональной деятельности; компетентность в профессиональном общении; компетентность в реализации личности профессионала.

Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (6): познавательным;  морально-нравственным; творческим; коммуникативным; эстетическим. В соответствии этим с ГОС ВПО должны быть прописаны психические качества и свойства личности, соответствующие профессиональной деятельности выпускника.

Для того, чтобы спроектировать перечень профессиональных компетентностей для стандарта третьего поколения мы сравнили виды профессиональной деятельности, указанные в стандартах второго поколения бакалавра и специалиста.  В таблице 1 представлена сравнительная характеристика  видов профессиональной деятельности.

                                                                                               Таблица 1

?п/п

             Виды    профессиональной   деятельности

 

 Б а к а л а в р  подготовлен

 С п е ц и а л и с т  подготовлен

1.

к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности;

 

к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта, включая сборные команды Российской Федерации;

2.

к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта;

 

к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях

3.

к выполнению научно-исследо-вательской деятельности в сфере физической культуры и спорта;

к выполнению научно-исследо-вательской деятельности в сфере физической культуры и спорта;

4.

к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.

к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.

 

 

Анализ указанных в стандартах второго поколения видов профессиональных деятельности (Таблица 1) показывает, что выпускники - бакалавры и специалисты готовы к осуществлению одних и тех же видов профессиональной деятельности, причем у бакалавров они представлены более широко, что говорит о гуманитарной направленности подготовки бакалавров, а также о том, что профессиональная подготовка и специалистов и бакалавров направлена на выполнение идентичных видов деятельности.

                                                                                                   Таблица 2

Сравнение  основных элементов содержания ГОС ВПО (бакалавр)

 

? п/п

Наименование укрупненных элементов

Стандарт 1

поколения

Стандарт 2

поколения

Отклоне-ния

1.

ГСЭ

1394

1800

+406

2.

ЕНД

1040

760

-280

3.

ОПД

3370

2580

-790

4. 

Цикл специальных дисциплин, устанавливаемых вузом

900

2000

+1100

5.

Военная подготовка

-

450

+450

6.

Национально-региональный (вузовский компонент)

-

600

+600

7.

Дисциплины и курсы по выбору

866

600

-266

8.

Дополнит. виды подготовки

510

-

-510

9.    

Факультативы

130

450

+320

10.

Всего час.

7344

8040

+696

 

В таблице 2  показаны изменения в стандартах первого и второго поколения в части содержания образования. Причем подготовка бакалавров стала носить более специализированную направленность, по-сравнению со стандартом первого поколения. Количество часов на специальные дисциплины увеличилось более  чем в два раза (+1100 часов), хотя общеизвестно, что подготовка бакалавров должна иметь направленность на базовую, общую профессиональную подготовку, но количество часов дисциплин ОПД  в стандарте второго поколения уменьшилось на 790.

Стандарт бакалавра второго поколения больше соответствует подготовке специалиста, т.к. в нем превалируют дисциплины специализации и уменьшено количество часов на общепрофессиональную подготовку.

                                                                                                      Таблица 3

Сравнение отдельных элементов ГОС ВПО 2-го поколения

(бакалавр ФК, специалист ФКиС, магистр ФК)

?

п/п

  Наименование

 укрупненных единиц

Бакалавр

Специалист

Магистр

Приме-

чание

1.

ГСЭ

1800/1260

1800/1260

1800/

1260

 

1.1.

Национально-региональ-ный (вузовский) компон.

270

270

270

 

1.2.

Курсы по выбору

270

270

270

 

2.

ЕНД, в том числе:

760/620*

760/620

760/

620*

 

2.1

Национально-региона-льный (вузкий) комп.

70

70

70

 

2.2

Дисциплины и курсы по выбору

70

70

70

 

3

ОПД, в том числе

2570/2060*

3560/2834

2570/

2060*

 

3.1

Вузовский компонент

260

360

260

 

3.2

Курсы по выбору

260

360

260

 

4.

ДНМ*

 

 

1134

 

4

Дисциплины специализации

2000

 

 

Устанавливаются вузом

5.

Специальные дисциплины

 

2132

900

600/300

Устанавливаются вузом

5

Военная подготовка

450

450

 

 

6.

Факультативы

450

450

 

 

 

Всего

8040

9146

 

 

 

В таблице 3 представлены укрупненные элементы стандартов второго поколения, причем разница в стандартах бакалавра и магистра в разделе специальные дисциплины составляет  всего 132 часа (2000 часов - бакалавр, 2132 часа - специалист), а в разделе ОПД составляет 990 часов (2570 - бакалавр, 3560 - специалист). Налицо расширение подготовки специалиста по сравнению с бакалавром, т.е. пятый год обучения представлен не специалитетом, а базовой (гуманитарной) подготовкой специалиста. 

Выводы:

1). Решить вопрос о специалитете в образовании сферы физическая культура и спорт. Оставлять этот уровень или следуя рекомендациям Болонского соглашения убрать, оставив уровни: бакалавр-магистр.

2). Обосновать принципы проектирования современных государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения

3).  Разработать проекты стандартов образования соответственно по двум составляющим: содержанию образования и компетентностному подходу в связи с  Болонским соглашением.

Литература:

1. Акмеология / Учебник. Под общ. Ред. А.А.Деркача. РАГС, М.,2002.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.- 114 с.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 г.

4. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография/ Под общ. ред. Д-ра пед. наук проф. В.И. Байденко и д-ра техн. наук, проф. Н.А.Селезневой. Изд. 2-е. - М..: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 206с.

5. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544с.

 

                                                                                     

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ


 


 
Copyright © 2007, РГУФК. Все права защищены.
При использовании материалов с сайта, ссылка на источник обязательна.