АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К
ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Н.И. Николаева, к.п.н, доц.,
Н.Н. Киселева, кафедра педагогики
Введение.
Вхождение России в европейское образовательное
пространство (подписание Болонской декларации в
2003 г.) обязывает нас до 2010 года внести
разумные изменения в систему образования, в
связи с принципами, прописанными в декларации.
Многие университеты России, в том числе и РГУФК
находятся в эксперименте по внедрению
бально-рейтинговой системы в учебный процесс.
Цель исследования:
разработать проекты государственных
образовательных стандартов ВПО третьего
поколения в сфере физической культуры и спорта с
учетом принципов, заложенных в Болонскую
декларацию.
Задачи:
1. Провести
контент-анализ ГОС ВПО первого и второго
поколения в части содержания высшего
образования, а также квалификационных требований
по всем уровням (бакалавр-специалист-магистр) в
сфере физической культуры и спорта.
2. Провести сравнительный анализ
профессиональных образовательных стандартов и
программ в сфере подготовки спортивных тренеров,
менеджеров и других специалистов в европейских
странах.
3.
Обосновать принципы проектирования современных
государственных образовательных
стандартов ВПО третьего поколения в сфере
физической культуры и спорта с учетом принципов,
заложенных в Болонскую декларацию.
4. Разработать проекты
государственных образовательных стандартов ВПО
третьего поколения в сфере физической культуры и
спорта с учетом принципов, заложенных в
Болонскую декларацию.
Основу гипотезы исследования
составили предположения о том, что
использование компетентностного подхода при
анализе содержания образования и
квалификационных требований, представленных в
стандартах первого и второго поколения уровней
бакалавр-специалист-магистр, позволит создать
качественные проекты государственных
образовательных стандартов третьего поколения в
сфере физической культуры и спорта.
Методы:
контент-анализ, системный
анализ, педагогический мониторинг.
В ст.
5 закона РФ 'О высшем и послевузовском
профессиональном образовании' определено
предназначение ГО ВПО для обеспечения основы
объективной оценки деятельности образовательных
учреждений. Этой функцией ГОС ВПО
руководствовались авторы (2), вводя понятие
'оценочно-диагностического потенциала
стандарта'.
Образовательный стандарт
- формализованная социальная норма качества
образования, закрепленная в нормативном
документе и обладающая нормативно-правовым
статусом (Селезнева Н.А.).
Профессиональный стандарт
- нормативный документ, отражающий минимальные
требования к профессии по квалификационным
уровням и компетенциям с учетом продуктивности и
безопасности выполняемых работ. (О.Ильченко).
Для подготовки
конкурентоспособных специалистов, как для
внутреннего, так и мирового рынка труда России
необходимо:
- разработать пакет соглашений о
содержании образования, однозначно понимаемый
всеми заинтересованными сторонами;
- повышать эффективность
педагогической составляющей, внедряемых в
учебный процесс образовательных технологий, а
также оптимизировать технологические процессы;
- унифицировать академический
менеджмент в вузе на основе специально
разработанных стандартов, учитывающих специфику
функционирования учебного заведения.
Использование дидактических
технологий и создание системы стандартов,
регламентирующих деятельность вуза направлены на
совершенствование учебного процесса и повышение
качества подготовки конкурентоспособных
специалистов. Сопряжение международных
образовательных стандартов - путь к интеграции
систем образования различных стран, формирование
единого рынка образовательных программ.
В соответствии с Болонским
соглашением в стандарте должны быть прописаны
компетенции, которыми должен обладать бакалавр,
специалист, магистр. В соответствии с этими
компетенциями должно формироваться содержание
образования того или иного уровня.
Компетентностному подходу сегодня посвящено
огромное количество научных статей и монографий.
В исследованиях ряда авторов: Кузьминой Н.В.,
Марковой А.К., Белицкой Г.Э., Хуторской А.В.,
Зимней И,А. авторы выделяют три группы
компетентностей: личностные, коммуникативные,
деятельностные.
Байденко В.И. в своих работах
выделяет две группы компетентностей
(компетенций): общие (универсальные) и
предметно-специализированные (профессиональные).
Вопрос о том, какие компетенции должны быть
заложены в ГОС ВПО третьего поколения -
профессиональные, личностные, коммуникативные
или все вместе; должен решаться на уровне
специально созданных комиссий при УМО при
разработке стандартов третьего поколения.
Авторы обратили внимание также и
на моноуровневую оценочно- диагностическую
архитектонику стандарта. В ГОС ВПО обеих моделей
отсутствует даже попытка задать разные уровни
усвоения от минимального, но допустимого, до
наиболее высоких уровней. Что могло послужить
корректной формой развития качественного
многообразия высшего образования.
Компетенции/компетентности
интерпретируются как единый согласованный язык
для описания академических и профессиональных
профилей и уровней высшего образования. Язык
компетенций является наиболее адекватным для
описания результатов образования. Ориентация
стандартов, учебных планов и программ на
результаты обучения делают квалификации
сравнимыми и прозрачными, чего нельзя сказать о
содержании образования, которое разительно
отличается не только между странами, но и
вузами, даже при подготовке по одной и той же
специальности.
Компетентность - общий оценочный
термин, обозначающий способность к деятельности.
Характеризует меру соответствия понимания знаний
и умений реальному уровню сложности выполняемых
задач и разрешаемых проблем*.
'Компетенции - это некоторые
внутренние потенциальные, сокрытые
психологические новообразования (знания,
представления, программы: действий, системы
ценностей и отношений), которые затем выявляются
в компетентностях человека как актуальных,
деятельностных проявлениях :' (3).
В общеевропейском проекте
TUNING
' понятие компетенций и навыков включает знание
и понимание (теоретическое знание), знание как
действовать (практическое и оперативное
применение знаний), знание как быть(ценности как
неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с
другими в социальном контексте)(2).
С
точки зрения акмеологии профессионализм
- это интегральная
психологическая характеристика человека труда,
отражающая соответствие человека требованиям
профессии (1).
Профессионализм включает в себя:1).
обеспечение человеком высокой результативности
труда и эффективное выполнение профессиональной
деятельности; 2) взаимодействие с другими
людьми; 3) личность профессионала.
Выделены группы профессиональной компетентности
с точки зрения акмеологического подхода (1):
компетентность в профессиональной деятельности;
компетентность в профессиональном общении;
компетентность в реализации личности
профессионала.
Личность человека можно охарактеризовать пятью
основными потенциалами
(6): познавательным; морально-нравственным;
творческим; коммуникативным; эстетическим. В
соответствии этим с ГОС ВПО должны быть
прописаны психические качества и свойства
личности, соответствующие профессиональной
деятельности выпускника.
Для того, чтобы спроектировать
перечень профессиональных компетентностей для
стандарта третьего поколения мы сравнили виды
профессиональной деятельности, указанные в
стандартах второго поколения бакалавра и
специалиста. В таблице 1 представлена
сравнительная характеристика видов
профессиональной деятельности.
Таблица 1
?п/п
|
Виды
профессиональной деятельности
|
|
Б а к а л а в р подготовлен
|
С п е ц и а л и с т
подготовлен
|
1.
|
к педагогической и
тренерской деятельности во всех типах
образовательных учреждений, в
организациях, на предприятиях различной
формы собственности;
|
к
педагогической и тренерской деятельности
во всех типах образовательных
учреждений, в организациях, на
предприятиях различной формы
собственности, в сборных командах по
видам спорта, включая сборные команды
Российской Федерации;
|
2.
|
к управленческой
деятельности в сфере физической культуры
и спорта;
|
к
управленческой деятельности в сфере
физической культуры и спорта на местном,
региональном и федеральном уровнях
|
3.
|
к выполнению
научно-исследо-вательской деятельности в
сфере физической культуры и спорта;
|
к
выполнению научно-исследо-вательской
деятельности в сфере физической культуры
и спорта;
|
4.
|
к выполнению
рекреационных и реабилитационных задач
средствами физической культуры и спорта
в физкультурно-спортивных,
спортивно-зрелищных, туристских,
лечебных, реабилитационных и
профилактических учреждениях любой формы
собственности.
|
к выполнению
рекреационных и реабилитационных задач
средствами физической культуры и спорта
в физкультурно-спортивных,
спортивно-зрелищных, туристских,
лечебных, реабилитационных и
профилактических учреждениях любой формы
собственности.
|
Анализ указанных в стандартах
второго поколения видов профессиональных
деятельности (Таблица 1) показывает, что
выпускники - бакалавры и специалисты готовы к
осуществлению одних и тех же видов
профессиональной деятельности, причем у
бакалавров они представлены более широко, что
говорит о гуманитарной направленности подготовки
бакалавров, а также о том, что профессиональная
подготовка и специалистов и бакалавров
направлена на выполнение идентичных видов
деятельности.
Таблица
2
Сравнение основных элементов
содержания ГОС ВПО (бакалавр)
? п/п
|
Наименование укрупненных элементов
|
Стандарт 1
поколения
|
Стандарт 2
поколения
|
Отклоне-ния
|
1.
|
ГСЭ
|
1394
|
1800
|
+406
|
2.
|
ЕНД
|
1040
|
760
|
-280
|
3.
|
ОПД
|
3370
|
2580
|
-790
|
4.
|
Цикл
специальных дисциплин, устанавливаемых
вузом
|
900
|
2000
|
+1100
|
5.
|
Военная подготовка
|
-
|
450
|
+450
|
6.
|
Национально-региональный (вузовский
компонент)
|
-
|
600
|
+600
|
7.
|
Дисциплины и
курсы по выбору
|
866
|
600
|
-266
|
8.
|
Дополнит. виды
подготовки
|
510
|
-
|
-510
|
9.
|
Факультативы
|
130
|
450
|
+320
|
10.
|
Всего час.
|
7344
|
8040
|
+696
|
В таблице 2 показаны изменения в
стандартах первого и второго поколения в части
содержания образования. Причем подготовка
бакалавров стала носить более специализированную
направленность, по-сравнению со стандартом
первого поколения. Количество часов на
специальные дисциплины увеличилось более чем в
два раза (+1100 часов), хотя общеизвестно, что
подготовка бакалавров должна иметь
направленность на базовую, общую
профессиональную подготовку, но количество часов
дисциплин ОПД в стандарте второго поколения
уменьшилось на 790.
Стандарт бакалавра второго
поколения больше соответствует подготовке
специалиста, т.к. в нем превалируют дисциплины
специализации и уменьшено количество часов на
общепрофессиональную подготовку.
Таблица 3
Сравнение отдельных элементов ГОС
ВПО 2-го поколения
(бакалавр ФК, специалист ФКиС,
магистр ФК)
?
п/п
|
Наименование
укрупненных единиц
|
Бакалавр
|
Специалист
|
Магистр
|
Приме-
чание
|
1.
|
ГСЭ
|
1800/1260
|
1800/1260
|
1800/
1260
|
|
1.1.
|
Национально-региональ-ный (вузовский)
компон.
|
270
|
270
|
270
|
|
1.2.
|
Курсы по выбору
|
270
|
270
|
270
|
|
2.
|
ЕНД,
в том числе:
|
760/620*
|
760/620
|
760/
620*
|
|
2.1
|
Национально-региона-льный
(вузкий) комп.
|
70
|
70
|
70
|
|
2.2
|
Дисциплины и курсы по выбору
|
70
|
70
|
70
|
|
3
|
ОПД,
в том числе
|
2570/2060*
|
3560/2834
|
2570/
2060*
|
|
3.1
|
Вузовский компонент
|
260
|
360
|
260
|
|
3.2
|
Курсы по выбору
|
260
|
360
|
260
|
|
4.
|
ДНМ*
|
|
|
1134
|
|
4
|
Дисциплины специализации
|
2000
|
|
|
Устанавливаются вузом
|
5.
|
Специальные дисциплины
|
|
2132
|
900
600/300
|
Устанавливаются вузом
|
5
|
Военная подготовка
|
450
|
450
|
|
|
6.
|
Факультативы
|
450
|
450
|
|
|
|
Всего
|
8040
|
9146
|
|
|
В таблице 3 представлены
укрупненные элементы стандартов второго
поколения, причем разница в стандартах бакалавра
и магистра в разделе специальные дисциплины
составляет всего 132 часа (2000 часов -
бакалавр, 2132 часа - специалист), а в разделе
ОПД составляет 990 часов (2570 - бакалавр, 3560
- специалист). Налицо расширение подготовки
специалиста по сравнению с бакалавром, т.е.
пятый год обучения представлен не специалитетом,
а базовой (гуманитарной) подготовкой
специалиста.
Выводы:
1). Решить вопрос о специалитете
в образовании сферы физическая культура и спорт.
Оставлять этот уровень или следуя рекомендациям
Болонского соглашения убрать, оставив уровни:
бакалавр-магистр.
2). Обосновать принципы
проектирования современных государственных
образовательных стандартов ВПО третьего
поколения
3). Разработать проекты
стандартов образования соответственно по двум
составляющим: содержанию образования и
компетентностному подходу в связи с Болонским
соглашением.
Литература:
1. Акмеология / Учебник. Под общ.
Ред. А.А.Деркача. РАГС, М.,2002.
2. Байденко В.И. Компетентностный
подход к проектированию государственных
образовательных стандартов высшего
профессионального образования (методологические
и методические вопросы): Методическое пособие.-
М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2005.- 114 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые
компетентности как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании.
Авторская версия. - М.: Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов, 2004
г.
4. Образовательный стандарт
высшей школы: сегодня и завтра. Монография/ Под
общ. ред. Д-ра пед. наук проф. В.И. Байденко и
д-ра техн. наук, проф. Н.А.Селезневой. Изд. 2-е.
- М..: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2002. - 206с.
5. Татур Ю.Г. Компетентностный
подход в описании результатов и проектировании
стандартов высшего профессионального
образования: Материалы ко второму заседанию
методологического семинара. Авторская версия. -
М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2004.
6. Шевандрин Н.И. Социальная
психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1.
Концептуальные и прикладные основы социальной
психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544с.
|