Методология оценки содержания образования, в том числе дополнительного
профессионального образования.
'Система образования должна учитывать
специфические особенности истории и развития
данного народа' (К.Д.Ушинский).
В последние годы появились новые идеи в части
реформирования содержания образования. В
частности, впервые в истории мирового
образования его структура и основное содержание
(генеральный уровень) определяются в нашей
стране в виде конкурса на разработку базисного
плана, в котором могли принять участие все
желающие.
Во-первых, для того чтобы сформироваться в
нынешней общей структуре, содержанию образования
понадобилось более полутысячелетия. В этом
развитии можно рассматривать различные этапы.
Например, всем известный "тривиум", "квадриум" и
"семь свободных искусств". Или подход П.Г.
Щедровицкого, выделившего в качестве основ
содержания "общую герменевтику текста" в
средневековом обществе, "передачу образа жизни"
- во времена, предшествующие эпохе просвещения,
"культ разума и культ наук" эпохи просвещения,
сопутствующей развитию образования и в ХХ веке.
Во-вторых, в ХХ веке постоянно расширялся объем
понятия "содержание образования". Если в начале
века оно формировалось просто и недвусмысленно:
"Чему учить?", то за столетие все изменилось.
Появилась "Концепция реформирования системы
образования РФ", "Национальная доктрина
образования РФ" и др. Объем понятия стал столь
значительным, что его границы едва заметны. Как
будто об этой ситуации писал Л.С.Выготский,
отмечая, что по известному логическому закону
объем понятия растет и стремится к
бесконечности, содержание его столь же
стремительно падает до нуля.
В результате единая ранее проблема разделилась
как бы на две части: теоретизирование и
философствование на тему о содержании
образования и эмперическое понимание проблемы,
часто сводимое к написанию учебных текстов,
учебников, пособий и программ, отражающих
интересы и пристрастия авторов. На этом фоне
наиболее яркими были попытки реформирования
образования в 20-е годы.
"Это такая вещь, которая, если мы сумеем ее
развить, будет иметь всемирное значение" - так
писал А.В. Луначарский о знаменитых комплексных
программах ГУСа (для единой трудовой школы). Эти
программы явились ярким примером подхода,
который квалифицировали тогда как
"культурно-антропологический". Комплексные
программы уделяли большое внимание
методологической стороне обучения: научить
школьников самостоятельно приобретать знания,
исследовать предметы и явления., делать выводы,
применять полученные знания в жизни и т.д. В
России в то время не было единого учебного
плана, школы и территории были абсолютно
свободны в разработке содержания. Первый
централизованно разработанный учебный план был
составлен только в 1927 г., когда стало ясно,
что уровень подготовки школьников снизился до
критического. Если бы удалось довести до
желаемых результатов работу над комплексными
программами, то впервые в истории удалось бы
создать новый тип содержания образования для
массовой школы , основанный не на
закономерностях его собственного развития, а на
интеллекте и воле его разработчиков.
Другим важным движением в развитии содержания
образования стало развитие теории каррикулума
(curriculum) (1918
г.). W.P.
Siegel определяет
теорию каррикулума как конечные цели и задачи
образования, пути средства, и способы
деятельности по достижению целей, методы и
средства проверки эффективности действий.
G.A.
Beachamp определяет
предмет теории каррикулума как совокупность
связанных положений, позволяющих осмыслить
содержание учебного плана и программы,
устанавлявая связи между их элементами. В то же
время J.
Fajardo считает, что
каррикулум - это совокупность социального опыта,
содержание образования, которое учащиеся
усваивают, участвуя в деятельности, организуемой
системой образования.
Появление таксономии Б.Блюма вдохнуло новую
жизнь в теорию карркулума: появился новый тезис,
что нельзя разрабатывать содержание прежде чем
будут определены цели. Однако реальной теории
содержания образования "currikulum"
школе не дал.
Конец 19-ого и начало 20-ого века
характеризуются необыкновенно быстрым развитием
экспериментальной психологии, педагогики и
педологии. Эти науки доказали полную
несостоятельность прежних пассивных методов
обучения и выдвинули необходимость новых
методов, построенных на творческой активности и
самодеятельности обучающихся.
Выход российского образования на мировую
арену, наряду с приобщением с мировому опыту,
чреват негативными последствиями. С усвоением
общечеловеческих ценностей к нам приходят и
общечеловеческие проблемы. Это проблемы учебной
мотивации, падение учебной дисциплины и многие
другие. Одна из главных проблем российского
образования в контексте общемировых проблем -
это проблема, порожденная информационным бумом.
Постоянно увеличивающийся поток научной
информации и изменения в научных представлениях,
потребовали пересмотра содержания образования,
что, в свою очередь, потребовало пересмотра
содержания многих учебников, учебных программ,
планов, всего того чем наполнено понятие
'содержание образования'. Кроме того,
потребовалось введение новых учебных предметов и
спецкурсов.
'Содержание образования - один из факторов
экономического и социального прогресса,
ориентированный на: обеспечение самоопределения
каждой личности, создание условий для ее
самореализации; развитие общества; укрепление и
совершенствование правового государства'
(Рацапевич, словарь) Содержание образования
зафиксировано в документах - государственном
стандарте, учебной программе соответствующего
предмета, курса и др. и определяется
образовательной программой, разрабатываемой,
принимаемой и реализуемой данным образовательным
учреждением самостоятельно.
Компактное и понятное изложение устоявшихся
знаний, которое предполагает учебник, стало
затруднительным ввиду ставшего постоянным и
значительно ускорившегося изменения и
обновления знаний по многим предметам, также
появление множества учебников по одному и тому
же предмету. Информатизация общества привела к
резкому увеличению массовых источников
информации (книги, пресса, радио, телевидение,
Интернет), которые далеко не всегда оказываются
согласованными. Все это поставило перед
образованием проблему согласованности знаний.
Возникновение и развитие таких понятий как
педагогика образования, философия образования,
социология образования и др.; определение
научного статуса педагогики, как науки
(научного направления), предмета (системы
знаний), отрасли философского познания и др.
Явление 'информационного бума', резкое
возрастание социальных процессов в обществе,
отсутствие процессов интеграции теоретических
знаний и практических навыков, привели к
быстрому устареванию полученных
профессиональных знаний, потере их актуальности.
Все это обострило проблему качества образования
и усложнила ее решение - недостаточно привести в
соответствие профессиональную подготовку и
требования заказчика, необходимо привести в
соответствие темпы изменений того и другого.
Традиционное образование предполагавшее
получение системы знаний умений и навыков в
течение определенного периода обучения,
сменяется образованием, предполагающим получение
знаний в течение всей социально активной жизни.
Непрерывное образование способное решить
указанные проблемы также породило ряд проблем, в
том числе переосмысление некоторых
педагогических представлений - обучения взрослой
категории слушателей. Обучение в системе
повышение квалификации значительно отличается
от традиционного обучения в системе
образования.
21 век объявлен ЮНЕСКО веком образования.
Некоторые исследователи (Г.Л.Ильин) отмечают
кризис образования во всем мире и как
закономерность этого - реформирование
образования. Человечество накопило колоссальный
социальный опыт, который нужно передавать
подрастающему поколению, но как, каким образом,
в какой последовательности? Возникает масса
вопросов, которые и предстоит решить науке,
занимающейся исследованием проблем образования,
причем опыт, накопленный странами в этом
направлении нужно исследовать, объединить, взять
лучшее. Образование является объектом
исследования во многих направлениях науки:
философии, педагогики, психологии, социологии и
т.д.
Особенность России не только в том, что она ищет
свой путь в решении этой проблемы, но и в том,
что накоплен уникальный опыт в образовательной
политике. Главная и отличительная черта
российского образования - развитая система и
структура образования. В Законе РФ 'Об
образовании' указаны образовательные уровни,
нормативные и законодательные акты,
государственная образовательная политика в
области образования.
Систематизация и структурирование всего
образовательного пространства, с одной стороны,
определяет деятельность и развитие образования,
с другой стороны, мешает и тормозит его
развитие. Пример тому - дополнительное
профессиональное образование. Исторический опыт
развития этой системы образования (около 35
лет), сначала как системы повышения
квалификации, а в настоящее время -
дополнительного профессионального образования;
успешность функционирования этой системы,
позволяют обратиться к накопленному опыту
работы. Ранее существовавшее централизованное
планирование численного состава обучающихся,
облегчило бы, в настоящее время бремя
финансирования этой программы. Отсутствие
заинтересованности слушателей в обучении,
снижение мотивации всего процесса обучения,
должны привести к другому подходу в организации
этой деятельности.
Так, например, до 90-х годов тренеры,
преподаватели, оргработники и другие специалисты
в сфере ФК и С в обязательном порядке
направлялись на обучение, существовал
государственный заказ на повышение квалификации
определенных категорий слушателей, причем
обучались они по программам 144 часа. В
настоящее время контингент обучающихся резко
изменился, да и программы обучения сократились
до 72-100 часов, что потребовало
сконцентрировать внимание на качестве подготовки
специалистов, качестве содержания образования, в
том числе - программ обучения, средств и методов
обучения, и конечно, подбор
высококвалифицированных преподавателей,
обеспечивающих процесс обучения.
Понятие "качество образования" связывается с
главной целью образования (как образованностью
тех, кто его получает в учебных заведениях) и
эффективностью его организации. Поскольку
понятие "образование" трактуется и как результат
и как процесс (Ожегов), то и понятие "качество
образования" относится и к процессу, и к
результату.
Сравнивая опыт работы российских учреждений
дополнительного образования с опытом западных
образовательных учреждений, нужно отметить
особенно лабильность, подвижность, соответствие
современным требованиям западных образовательных
программ. За рубежом можно учиться по любой
программе, причем диплом (свидетельство)
выдается в зависимости от количества часов в
программе, уровня предыдущего образования.
Особенно нужно отметить повсеместное обучение
самых разных категорий обучающихся (от
школьников до домохозяек) новым компьютерным
технологиям, по самым разнообразным программам
обучения. Всему этому в первую очередь
способствует университетская система образования
(система колледжей и школ), позволяющая обучать
по максимальному количеству программ, любого
уровня образования, любого желающего, по любой
программе, в зависимости от исходного
образования, и в том числе возможность получить
дополнительное образование к уже имеющемуся.
Причем это облегчается с помощью модульного
составления программ обучения: к достигнутому
уровню добавляется определенный модуль (или
модули).
Консервативность и неповоротливость российской
системы образования не дает возможности
разнообразить и увеличить количество
дополнительных образовательных программ
обучения, обучать по любой программе, любого
желающего.
Если рассматривать перспективные для
физкультурного дополнительного образования
программы, то это конечно в первую очередь -
обучение преподавателей по программам
дистанционного образования, т.к. это
перспективное направление не только в плане
обучения слушателей, но и в плане поиска и
обмена информации. Так по расчетам английских
ученых к 2010 году в среднем на каждого жителя
Земли будет приходиться один компьютер. Также
были бы востребованы программы обучения по
спортивной психологии, спортивной медицине,
разнообразным направлениям фитнеса и др
дисциплинам и не только а плане дополнительного
образования но и по другим образовательным
программам.
Превращение образования в непрерывный
процесс, не ограничиваемый стенами учебного
заведения и продолжающийся в течении всей
социально-активной жизни человека, делает
образование: существенно отличным от процесса
обучения; процессом личностной
жизнедеятельности, личным делом каждого
обучающегося.
|