РГУФКСиТ

КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ

 ОТЧЁТ КАФЕДРЫ
2002-2007гг.


ПРЕПОДАВАТЕЛИ

УЧЕБНИКИ

СТАТЬИ

НИИИТО

 

 

 

Методология  оценки содержания образования, в том числе дополнительного профессионального образования.

'Система образования должна учитывать специфические особенности истории и развития данного народа' (К.Д.Ушинский).

В последние годы появились новые идеи в части реформирования содержания образования. В частности, впервые в истории мирового образования его структура и основное содержание (генеральный уровень) определяются в нашей стране в виде конкурса на разработку базисного плана, в котором могли принять участие все желающие.

Во-первых,  для того чтобы сформироваться в нынешней общей структуре, содержанию образования понадобилось более полутысячелетия. В этом развитии можно рассматривать различные этапы. Например, всем известный "тривиум", "квадриум" и "семь свободных искусств". Или подход П.Г. Щедровицкого, выделившего в качестве основ содержания "общую герменевтику текста" в средневековом обществе, "передачу образа  жизни" - во времена, предшествующие эпохе просвещения, "культ разума и культ наук" эпохи просвещения, сопутствующей развитию образования и в ХХ веке.

Во-вторых, в ХХ веке постоянно расширялся объем понятия "содержание образования". Если в начале века оно формировалось просто и недвусмысленно: "Чему учить?", то за столетие все изменилось. Появилась "Концепция реформирования системы образования РФ",  "Национальная доктрина образования РФ" и др. Объем понятия стал столь значительным, что его границы едва заметны.  Как будто об этой ситуации писал Л.С.Выготский, отмечая, что по известному логическому закону объем понятия растет и стремится к бесконечности, содержание его столь же стремительно падает до нуля.

В результате единая ранее проблема разделилась как бы на две части: теоретизирование и философствование на тему о содержании образования и эмперическое понимание проблемы, часто сводимое  к написанию учебных текстов, учебников, пособий и программ, отражающих интересы и пристрастия авторов. На этом фоне наиболее яркими были попытки реформирования образования в 20-е годы.

"Это такая вещь, которая, если мы сумеем ее развить, будет иметь всемирное значение" - так писал А.В. Луначарский  о знаменитых комплексных программах ГУСа (для единой трудовой школы). Эти программы явились ярким примером подхода, который квалифицировали тогда как "культурно-антропологический". Комплексные программы уделяли большое внимание методологической стороне обучения: научить школьников самостоятельно приобретать знания, исследовать предметы и явления., делать выводы, применять полученные знания в жизни и т.д. В России в то время не было единого учебного плана, школы и территории были абсолютно свободны в разработке содержания.  Первый централизованно разработанный учебный план был составлен только в 1927 г., когда стало ясно, что уровень подготовки школьников снизился до критического. Если бы удалось довести до желаемых результатов работу над комплексными программами, то впервые в истории удалось бы создать новый тип содержания образования для массовой школы , основанный не на закономерностях его собственного развития, а на интеллекте и воле его разработчиков.

Другим важным движением в развитии содержания образования стало развитие теории каррикулума (curriculum) (1918 г.). W.P. Siegel определяет теорию каррикулума как конечные цели и задачи образования, пути средства, и способы деятельности по достижению целей, методы и средства проверки эффективности действий. G.A. Beachamp определяет предмет теории каррикулума как совокупность связанных положений, позволяющих осмыслить содержание учебного плана и программы, устанавлявая связи между их элементами. В то же время J. Fajardo считает, что каррикулум - это совокупность социального опыта, содержание образования, которое учащиеся усваивают, участвуя в деятельности, организуемой системой образования.

Появление таксономии Б.Блюма вдохнуло новую жизнь в теорию карркулума: появился новый тезис, что нельзя разрабатывать содержание прежде чем будут определены цели. Однако реальной теории содержания образования "currikulum" школе не дал.

Конец 19-ого и начало 20-ого века характеризуются необыкновенно быстрым развитием экспериментальной психологии, педагогики и педологии. Эти науки доказали полную несостоятельность прежних пассивных методов обучения и выдвинули необходимость новых методов, построенных на творческой активности и самодеятельности обучающихся.

Выход российского образования на мировую арену, наряду с приобщением с мировому опыту, чреват негативными последствиями. С усвоением общечеловеческих ценностей к нам приходят и общечеловеческие проблемы. Это проблемы учебной мотивации, падение учебной дисциплины и многие другие.  Одна из главных проблем российского образования в контексте общемировых проблем - это проблема, порожденная информационным бумом.

Постоянно увеличивающийся поток научной информации и изменения в научных представлениях, потребовали пересмотра содержания образования, что, в свою очередь, потребовало пересмотра содержания многих учебников, учебных программ, планов, всего того чем наполнено понятие 'содержание образования'. Кроме того, потребовалось введение новых учебных предметов и спецкурсов.

'Содержание образования - один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированный на: обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства' (Рацапевич, словарь) Содержание образования зафиксировано в документах - государственном стандарте, учебной программе соответствующего предмета, курса и др.  и определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой данным образовательным учреждением самостоятельно.

Компактное и понятное изложение устоявшихся знаний, которое предполагает учебник, стало затруднительным  ввиду ставшего постоянным и значительно ускорившегося  изменения и обновления знаний по многим предметам, также появление множества учебников по одному и тому же предмету. Информатизация общества привела к резкому увеличению массовых источников информации (книги, пресса, радио, телевидение, Интернет), которые далеко не всегда  оказываются согласованными. Все это поставило перед образованием проблему согласованности знаний.

Возникновение и развитие таких понятий как педагогика образования, философия образования, социология образования и др.; определение научного статуса педагогики, как  науки (научного направления), предмета (системы знаний), отрасли философского познания и др.

Явление 'информационного бума', резкое возрастание социальных процессов в обществе, отсутствие процессов интеграции теоретических знаний и практических навыков, привели к быстрому устареванию  полученных профессиональных знаний, потере их актуальности. Все это обострило проблему качества образования и усложнила ее решение - недостаточно привести в соответствие профессиональную подготовку и требования заказчика, необходимо привести в соответствие темпы изменений того и другого. Традиционное образование предполагавшее получение системы знаний умений и навыков в течение определенного периода обучения, сменяется образованием, предполагающим получение знаний в течение всей социально активной  жизни.

Непрерывное образование способное решить указанные проблемы также породило ряд проблем, в том числе переосмысление  некоторых педагогических представлений - обучения взрослой категории слушателей. Обучение в системе повышение квалификации значительно отличается  от традиционного обучения в системе образования. 

21 век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Некоторые исследователи (Г.Л.Ильин) отмечают кризис образования во всем мире и как закономерность этого - реформирование образования. Человечество накопило колоссальный социальный опыт, который нужно передавать подрастающему поколению, но как, каким образом, в какой последовательности? Возникает масса вопросов, которые и предстоит решить науке, занимающейся исследованием проблем образования, причем опыт, накопленный странами в этом направлении нужно исследовать, объединить, взять лучшее. Образование является объектом исследования во многих направлениях науки: философии, педагогики, психологии, социологии и т.д.

Особенность России не только в том, что она ищет свой путь в решении этой проблемы, но и в том, что накоплен уникальный опыт в образовательной политике. Главная и отличительная черта российского образования - развитая система и структура образования. В Законе РФ 'Об образовании' указаны образовательные уровни, нормативные и законодательные акты, государственная образовательная политика в области образования.

Систематизация и структурирование всего образовательного пространства, с одной стороны, определяет  деятельность и развитие образования, с другой стороны, мешает и тормозит его развитие. Пример тому - дополнительное профессиональное образование. Исторический опыт развития этой системы образования (около 35 лет), сначала как системы повышения квалификации, а в настоящее время - дополнительного профессионального образования; успешность функционирования этой системы, позволяют обратиться к накопленному опыту работы. Ранее существовавшее централизованное планирование численного состава обучающихся, облегчило бы, в настоящее время бремя финансирования этой программы. Отсутствие заинтересованности слушателей в обучении, снижение мотивации всего процесса обучения, должны привести к другому подходу в организации этой деятельности.

Так, например, до 90-х годов тренеры, преподаватели, оргработники и другие специалисты в сфере ФК и С в обязательном порядке направлялись на обучение, существовал государственный заказ на повышение квалификации определенных категорий слушателей, причем обучались они по программам 144 часа. В настоящее время контингент обучающихся резко изменился, да и программы обучения сократились до 72-100 часов, что потребовало сконцентрировать внимание на качестве подготовки специалистов, качестве содержания образования, в том числе - программ обучения, средств и методов обучения, и конечно, подбор высококвалифицированных преподавателей, обеспечивающих процесс обучения.

Понятие "качество образования" связывается с главной целью образования (как образованностью тех, кто его получает в учебных заведениях) и эффективностью его организации. Поскольку понятие "образование" трактуется и как результат и как процесс (Ожегов), то и понятие "качество образования" относится и к процессу, и  к результату.

Сравнивая опыт работы российских учреждений дополнительного образования с опытом западных  образовательных учреждений, нужно отметить особенно лабильность, подвижность, соответствие современным требованиям западных образовательных программ. За рубежом можно учиться по любой программе, причем диплом (свидетельство) выдается в зависимости от количества часов в программе, уровня предыдущего образования. Особенно нужно отметить повсеместное обучение самых разных категорий обучающихся (от школьников до домохозяек) новым компьютерным технологиям, по самым разнообразным программам обучения. Всему этому в первую очередь способствует университетская система образования (система колледжей и школ), позволяющая обучать по максимальному количеству программ, любого уровня образования, любого желающего, по любой программе, в зависимости от исходного образования, и  в том числе возможность получить дополнительное образование к уже имеющемуся. Причем это облегчается с помощью модульного составления программ обучения: к достигнутому уровню добавляется определенный модуль (или модули).

Консервативность и неповоротливость российской системы образования не дает возможности разнообразить и увеличить количество дополнительных образовательных программ обучения, обучать по любой программе, любого желающего.

Если рассматривать перспективные для физкультурного дополнительного образования программы, то это конечно в первую очередь - обучение преподавателей по программам дистанционного образования, т.к. это перспективное направление не только в плане обучения слушателей, но и в плане поиска и обмена информации. Так по расчетам английских ученых к 2010 году в среднем на каждого жителя Земли будет приходиться один компьютер. Также были бы востребованы программы обучения по спортивной психологии, спортивной медицине, разнообразным направлениям фитнеса и др дисциплинам и не только а плане дополнительного образования но и  по другим образовательным программам.

Превращение образования в непрерывный процесс, не ограничиваемый стенами учебного заведения и продолжающийся в течении всей социально-активной жизни человека, делает образование: существенно отличным от процесса обучения; процессом личностной жизнедеятельности, личным делом каждого обучающегося.

 

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ


 


 
Copyright © 2007, РГУФК. Все права защищены.
При использовании материалов с сайта, ссылка на источник обязательна.