С первых дней
существования ЦНИИФКа (Центрального научно-исследовательского института
физической культуры), т.е. с первой четверти прошлого века, в нем работали
психологи в рамках подразделений, изучающих влияние занятий физической
культурой и спортом на здоровье трудящихся. Такие исследования велись в
плане психотехнических подходов. В 1934 году было принято решение о создании
психологической лаборатории со штатом в 13 человек, для того чтобы
'обеспечить правильную постановку учета влияния физической культуры (на
предприятиях, в школах, армии) на повышение производительности труда и на
развитие специфических форм поведения трудящихся в связи с физической
культурой'. Иными словами, партия и правительство в 20-е и 30-е годы в
основном ориентировали спортивных психологов на развитие 'прикладных', как
сейчас бы сказали, разделов теории и методики физического воспитания.
Деятельность этой первой лаборатории даже не началась: те же партия и
правительство закрыли ее, когда началась борьба с 'педологическими
извращениями в системе наркомпросов' и с тестами, которыми пользовались
многие психологи. После печально знаменитой юбилейной Павловской сессии
Академии наук СССР 1952 года началась официально инспирированная кампания
против психологов и других специалистов в области антропологичесих наук,
якобы игнорирующих условнорефлекторное учение И.П.Павлова. Особенно
досталось таким 'идеалистам' как Н.А.Бернштейн, А.Д.Новиков, В.С.Фарфель,
С.Г.Геллерштейн. Последний был вынужден покинуть ЦНИИФК.
В послевоенное
время сотрудниками кафедры психологии ГЦОЛИФК опубликован первый в мировой
практике учебник по психологии для институтов физической
культуры, а также специ-альный учебник для средних
физкультурных учебных
заведений.
Написаны учебники на базе экспериментальных работ, опубликован-ных
кафедрой. В целом, начиная с 50-х
годов, сотрудниками кафедры подготовлено и издано 6 поколений учеб-ников,
четыре из них -
под редакцией П.А.Рудика.
В 1952 году
А.Ц.Пуни была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта. С
50-х годов становятся традиционными Всесоюзные совещания (потом - Всесоюзные
конференции) по проблемам психологии физической культуры и спорта. Первое
такое совещание прошло в 1956 году в ГДОИФКе (Ленинград). Последние годы
роль всероссийских совещаний выполняет международная научно-практическая
конференция 'Рудиковские чтения', организованная РГУФКСиТ. В 2008 году
проводится уже четвертая такая конференция.
В 50-е гг.
начинается выделение пси-хологической подготовки спортсмена как особого
направления. Вопрос о психологической подготовке спортсмена впервые
ставит-ся А.А.Лалаяном на I Всесоюзном совещании по психологии спорта. Эта
подготовка рассматривалась как ком-плексный педагогический процесс, как
тогда писали, на-правленный к разностороннему раз-витию волевых качеств
спортсмена, с тем, чтобы он мог с неослабевающей энергией до конца бороться
за лучший результат, невзирая на всегда могущие иметь место в соревнованиях
не-ожиданности и случайности'. Вслед за этим начинается теорети-ческая
разработка указанной пробле-мы. Под воздействием запросов практики, в опоре
на возможности достиг-нутого уровня развития психологии спорта закладываются
основы теории психологической подготовки. На первый план выдвигается
формирование во-левых свойств и чувства высокой от-ветственности перед
обществом. Исхо-дя из этого, советскими психологами А.Ц.Пуни (1957, 1959),
П.А.Рудиком (1958) и другими была предложена концепция, которая основывалась
пре-жде всего на морально-волевой подготовке. В 1960 году на II Всесоюзном
сове-щании по психологии спорта Г.М.Гагаева конкретизирует эту проблему и
говорит о психологической подго-товке как о формировании у спорт-смена
наибольшей готовности к мак-симальным напряжениям воли для пре-одоления всех
трудностей, возникших в процессе соревновательной борьбы, для наиболее
полного использования всех своих сил и возможностей. А.Ц.Пуни, рассматривая
состояние готовности как целостное проявление личности, выделял в нем такие
стороны: 1) трезвая уверенность человека в своих силах, 2) стремление к
борьбе проявлять все свои силы и добиться победы, 3)оптимальная степень
эмоционального возбуждения, 4) высокая помехоустойчивость, 5) способность
управлять своим поведением (действиями, чувствами и т.д.) в борьбе. Такого
рода стартовые (или, как еще их иногда называют, предстартовые) состояния
как установка, по принципу условного рефлекса, на повышенную
психофизиологическую нагрузку определяются вегетативными сдвигами, а также
изменениями эмоционально-волевой сферы, а вместе с этим - изменениями почти
всех психических процессов.
В 70-х годах
П.А.Рудик поставил вопрос об унификации методов психологического
исследования спортсменов. Вопрос очень важный, так как к тому времени
психологи применяла самые разнообразные ме-тодики и аппаратуру, что
создавало трудности для сравнения полу-ченных результатов при разработке
стандартов. П.А.Рудик пред-ложил унифицировать методы психодиагностики таким
обра-зом, чтобы они были простыми и доступными не только для
спе-циалистов-психологов, но и для спортсменов и тренеров. По его мнению,
необходимо унифицировать не только методы сбора и обработки соответствующих
материалов, но и аппаратуру, изго-товлять ее по единым стандартам. Для
решения поставленных задач при кафедре психологии ГЦОЛИФК была организована
учебно-научная лаборатория.
Основные
результаты деятельности научной школы про-фессора П.А.Рудика могут быть
сформулированы следующим образом. П.А.Рудик впервые в отечественной и
мировой психологиче-ской науке определил понятие, содержание и задачи
психологиче-ской подготовки спортсмена; дал классификацию видов
психологической подготовки и определил роль и значение тренера в этом
процессе; поставил вопрос об уни-фикации методов психологического
исследования; подготовил значительное ко-личество научных работ и разработал
первую учебно-методиче-скую документацию для институтов физической культуры.
Лаборатория психологии и психогигиены спорта
ВНИИФК под руководством профессора Л.Д.Гиссена достигла во второй половине
70-х годов своего расцвета. В этот период времени в ней был разработан и
унифицирован комплекс методов психодиагностики особенностей личности
спортсмена, причем в этот комплекс входили анкетные, прожективные и
психомоторные методы, которые с должным эффектом внедрялись практически во
всех сборных командах страны. Впервые внедрялась компьютерная (с помощью
ЭВМ, как тогда говорили) обработка данных психодиагностики, что значительно
упростило технологию составления психологических характеристик спортсменов.
Помимо этого, изучались связи между динамикой психического состояния и
личностными особенностями спортсменов. Проводилась дальнейшая работа по
совершенствованию средств и методов психической регуляции в спорте.
А.В.Алексеев усовершенствовал собственный метод психорегулирующей
тренировки, причем новый вариант - 'психомышечной тренировки' - был ценным
тем, что с успехом мог использоваться совсем юными спортсменами. Это было
особенно важно, учитывая тенденцию к 'омолаживанию' спорта высших
достижений, которая тогда достигла своего пика.
Значительный вклад в изучение индивидуальных
факторов формирования стресса в спортивной деятельности внесли Б.А.Вяткин и
другие представители пермской психологической школы. Были сформулированы
следующие методические положения:
1.Соревновательный стресс имеет место у всех
соревнующихся спортсменов, его возникновение не обусловлено типологическими
свойствами нервной системы и темперамента.
2.Соревновательный стресс может оказывать как
положительное, так и отрицательное влияние на деятельность спортсменов и
уровень их достижений.
3.Одна и та же степень стресса оказывает различное
влияние в зависимости от силы нервной системы, тревожности и эмоциональной
возбудимости, так как эти свойства определяют оптимум и пессимум стресса.
4.При относительно высоком уровне стресса слабость
нервной системы относительно возбуждения, высокая тревожность и
эмоциональная возбудимость не позволяют спортсмену добиваться своих лучших
результатов, показанных накануне на тренировке.
Следовательно, индивидуально-психологические
особенности спортсмена являются тем фактором, который определяет
индивидуальные пороги чувствительности к соревновательному стрессу,
направление и степень его влияния на уровень спортивных достижений.
Когда речь идет о
том, что к середине 80-х годов эффективность работы спортивных психологов на
нужды сборных команд была наивысшей, это - взгляд через десятилетия. А в те
годы руководство Спорткомитета СССР было крайне недовольно такой работой, и
постоянно принимались меры 'к дальнейшему совершенствованию' деятельности
психологических служб. Стало понятно, что психологические модельные
характеристики представителей видов спорта - это не путь к решению проблем
психологической подготовки. Психодиагностические методики так и не были
полностью унифицированы, методы психорегуляции в основном были 'кустарными'
и ненадежными.
Первая половина 90-х годов - это не лучшие времена
для психологической науки. Работа в сборных командах почти не
финансировалась, многие способные психологи ушли, другие, без
соответствующей поддержки, исчерпали свой научный потенциал. Но и тогда
психологическая работа не стояла на месте. Выручали в основном аспиранты.
Именно в этот период во ВНИИФКе были разработаны интересные
компьютеризованные программы для психодиагностики, коррекции психического
состояния, развития тактических навыков спортсменов. Одна группа таких
разработчиков (Е.А.Калинин, М.П.Нилопец) разрабатывала комплексные
компьютеризованные методики диагностики особенностей личности, другая
(А.В.Родионов, Б.В.Турецкий, В.Г.Сивицкий) - комплексные компьютеризованные
методики оценки и развития специальных способностей спортсменов. Был
опубликован целый ряд интересных научно-практических работ, которые сразу
внедрялись в спортивных командах.
С
начала нового века резко увеличивается удельный вес ис-следований в области
психофизиологии спорта, которая за продолжительное время развития накопила
богатый эмпирический и экспериментальный ма-териал. Исследования
А.В.Родионова,
возгла-вившего
в 2003 году
кафедру
психологии РГУФК,
отражают
многолет-ние
исследования
психологии
и психофизиологии
спортивной
деятельности.
Отдельная 'ветвь'
психофизиологии спорта развивается в направлении описания пси-хологических
профилей, психологиче-ских 'моделей'. Однако в некоторых случаях стала
складываться такая ситуаций, когда поиски 'моделей' (прежде всего для
отбора) приводят к вульгаризации самой идеи, к попыт-кам определить какие-то
наборы психи-ческих качеств в их количественных характеристиках, якобы
присущих представителям данного вида спорта, не учитывающих условий
деятельности и особенности личности, а главное - возможности компенсации
недостатков, чем обычно и определяют выдающе-гося спортсмена. Кроме того,
усилился приток моло-дых спортсменов, порой еще с неоформ-ленным и
несформировавшимся харак-тером, не воспитавших в себе устой-чивых моральных,
волевых качеств. В связи с этим наметился разрыв меж-ду чисто спортивной
подготовкой и вос-питанием личности, результатом чего явилось противоречие
между двигатель-ными и личностными возможностями молодых спортсменов.
Возникает необ-ходимость активизировать процесс вос-питания личности,
используя при этом не только педагогические средства индивидуального и
коллективного вос-питания, но и все средства и методы современной
психологии. Необходимо обобщить полученный эксперименталь-ный и
теоретический материал и уже на этой основе строить методологически
обоснованную предметную область пси-хологической подготовки.
Многообразие этих
задач решается на кафедрах психологии в специализированных вузов Москвы
(А.В.Родионов), Санкт-Петербурга (И.П.Волков), Краснодара (Г.Б.Горская),
Челябинска (О.А.Сиротин), Омска (Г.Д.Бабушкин). В перспективе - открытие
института спортивной и прикладной психологии при РГУФКСиТ.
Если учитывать,
что современная психология представляет собой разветвленную сеть порой
пересекающих-ся планов и плоскостей анализа, под-ходов к своему объекту -
человеку, ста-новится понятной огромная ответствен-ность психолога в такой
важной ра-боте, как психологическая подготовка или вообще обеспечение
спортивной деятельности. К данному времени у специалистов, работающих в
области спорта, сложилось убеждение, что пси-холог должен не только владеть
зна-ниями и навыками, используемыми в других видах психологического
ана-лиза: в социальной психологии, струк-турной психолингвистике,
эргономике, психологии труда и т. д. При этом он должен, работая на
ма-териале спорта, не только вычленять свою предметную область и план
ана-лиза, но уметь соотносить эту область с соседними, не отрываясь от них,
т. е. быть и методологом и логи-ком, используя эти знания для конфи-гурации
различных сторон научного предмета.
Психологическая подготовка 'охватывает' три уровня: команды, личности и
индивидуальных особенно-стей. Эти уровни связаны с особенно-стями организма.
Но в центре всей проблематики остается человек, незави-симо от того, кто он:
тренер, органи-затор, спортсмен и пр. Поэтому акцент современных
исследований смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей
инстанции управления не только психическими процессами, но и
психофизиологическими функциями. Понятно, что процессы обучения, управления,
организации и формирования в рамках подготовки и тренировочно-го цикла
протекают эффективнее, если они опосредуются личностью спортсме-на.
Следовательно, раскрытие структу-ры личности, ее конкретное
экспери-ментальное наполнение и практическое ограничение (направленность)
составляет основное содержание современной психологии спорта.
Центральной
проблемой психологии спорта по-прежнему является разработка основ
пси-хологической подготовки и формирова-ния личности, при этом они тесно
взаимосвязаны между собой. Первая составляет цель всех исследований, а
вторая является собственным содержа-нием первой. В этом не только
диалектичность их взаимосвязи, но и важ-нейшее условие системного
исследования.