МЕТОДИКА СВЕРХУСКОРЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Основу метода составляет наработка навыка говорения и навыка понимания речи. Само мыслеобразование и мыслепонимание в их логической форме происходит в зоне Вернике, которая образовалась в процессе эволюции рядом с зоной слуховых анализаторов коры головного мозга. Зона Вернике сформировалась как связующее звено между символами, обозначающими предметы и явлениями и представлениями об этих предметах и явлениях в личном индивидуальном опыте человека. Зону Вернике и зону Брока - моторный речевой центр КГМ - соединяет мощный нервный дугообразный пучок. Таким образом, обе зоны тесно связаны между собой, но все же являются отдельными самостоятельными зонами КГМ. Одна отвечает за понимание и формирование логических конструкций и представлений о них, исходя из их индивидуального опыта, а другая, зона Брока - за их передачу в речевое сообщение (4).

Классическая форма обучения предписывает изучать иностранный язык медленно, с опорой на понимание грамматических форм и правила построения речи, что является самостоятельной лингвистической наукой, мало имеющей отношение к процессу происхождения, понимания и воспроизведения речи. Этот метод перегружает процесс понимания мыслей на неродном языке, значительно замедляет его и делает настолько трудоемким, что вызывает полную неуверенность в возможности получения положительного результата. Он доступен только исключительно трудолюбивым и в значительной степени заинтересованным людям. Временные показатели тоже впечатляют. Так, на изучение иностранного языка на языковом факультете отводится не менее 3 тысяч плановых часов, не считая самостоятельной работы, стажировок и практических занятий, - и это только для того, чтобы знать его на уровне учителя средней школы. Для судьи, тренера, спортсмена, любого другого человека, занимающегося своими делами, для достижения такого результата необходимо потратить не только годы труда, но и здоровье, и финансы.

В основу метода положено понимание того, что говорение - есть навык, т.е. условный рефлекс, переводящий мыслительные логические формы в двигательный рефлекторный процесс напряжения и расслабления мышц органов, участвующих в речеобразования (3). В целом любая речь представляет собой строгую логическую систему, состоящую из семантических понятий, слов-связок и структуры формирования суждений. Речь - это внешняя форма выражения мыслительных логических процессов и является в основном рефлекторно-волевым переносом этих внутренних процессов во внешнюю среду общения. Понимание речи также является рефлекторным навыком реагирования на звуковые знаки как узнавания логических символов, энграммы которых уже сформировались в результате определенного жизненного опыта (1). В нашем методе выстраивается параллельная мыслительным логическим формам система энграмм звуковых и письменных знаков иностранного языка и параллельная рефлекторная реакция воспроизведения речи. Таким образом, обучение иностранному языку сводится к наработке вышеуказанных рефлексов на основе уже имеющегося жизненного опыта. Все это значительно облегчает наработку навыка понимания и говорения по сравнению с новым речевым обучением, требующим одновременно приобретения жизненного опыта.

Приобретение и подкрепление речевых навыков осуществляется стандартно и быстро, как при всех остальных случаях выработки условного рефлекса. Учитывая, что навык - это устойчивый набор энграмм, забывание иностранного языка происходит очень медленно. Без подкрепления навыка в течение целого года переход лексических единиц из активного владения в пассивное составляет не более 10%. Пассивная лексика не стирается. Практика показывает, что средняя скорость овладения одной лексической единицей составляет не более 3 минут.

Использование в педагогике знания нейропсихологии позволяет наиболее эффективно разрабатывать новые методики обучения. При изучении иностранного языка, временные затраты для достижения того же результата, что и при традиционных методах обучения, сокращаются не менее чем в десять раз.

Библиография.

  • Кроль В.М. Психофизиология человека. -Сб.: Питер, 2003. - стр. 294.
  • Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. -М., 1963 г.
  • Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. -М.: Изд-во МГУ, 1975.
  • Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д. Хомской. -Ростов на Дону, 1998.
  • Саульская Н.Б. Объемная передача как способ межнейронального взаимодействия в стриатуме //Журн. высш. нервн. деят. 1997. Т.47. ? 2. С. 362-373.
  • Слюсарева Н.А. Смысл как экстралингвистическое явление // Как построить интересный урок иностранного языка. -М.,1963, стр. 199
  • Abenteuer meines Lebens. Heinrich Schlimann erzaelt. VEB F.A.Brockhaus Verlag Leipzig. S. 243-246.

© НИИ Инновационных технологий обучения, 2005-2009. Все права защищены.