МЕТОДИКА СВЕРХУСКОРЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Согласно классической формы обучения изучение иностранного языка основывается на понимании грамматических форм и правил построения речи. Но этот метод перегружает процесс понимания мыслей на неродном языке, значительно замедляет его и делает трудоемким, что у большинства учащихся вызывает полную неуверенность в своих способностях и вообще возможности освоения языка. Классический метод предназначен для изучения языка в аудиториях групповым методом и подразумевает затраты довольно значительного объёма времени. Как правило, язык "даётся" исключительно трудолюбивым и заинтересованным людям. Например: иностранный язык на языковом факультете педагогического вуза изучается около 3 тысяч плановых часов, не считая самостоятельной работы, стажировок и практических занятий.

Не у всех занятых людей, которым потребовался иностранный язык, есть возможность тратить годы на освоение языка. И во многих случаях потребность в знании иностранного языка возникает неожиданно и срочно. В связи с этим возникла необходимость в методике позволяющей в максимально сжатые сроки освоить необходимый язык.

Теоретические предпосылки:
- Мыслеобразование и мыслепонимание в их логической форме происходит в зоне Вернике, которая образовалась в процессе эволюции рядом с зоной слуховых анализаторов коры головного мозга. Зона Вернике сформировалась как связующее звено между символами, обозначающими предметы и явлениями и представлениями об этих предметах и явлениях в личном индивидуальном опыте человека. Зону Вернике и зону Брока - моторный речевой центр КГМ - соединяет мощный нервный дугообразный пучок. Таким образом, обе зоны тесно связаны между собой, но все же являются отдельными самостоятельными зонами КГМ. Одна отвечает за понимание и формирование логических конструкций и представлений о них, исходя из их индивидуального опыта, а другая, зона Брока - за их передачу в речевое сообщение (4).

- Говорение - есть навык, т.е. условный рефлекс, переводящий мыслительные логические формы в двигательный рефлекторный процесс напряжения и расслабления мышц органов, участвующих в речеобразования (3).

- В целом любая речь представляет собой строгую логическую систему, состоящую из семантических понятий, слов-связок и структуры формирования суждений. Речь - это внешняя форма выражения мыслительных логических процессов и является в основном рефлекторно-волевым переносом этих внутренних процессов во внешнюю среду общения. Понимание речи также является рефлекторным навыком реагирования на звуковые знаки как узнавания логических символов, энграммы которых уже сформировались в результате определенного жизненного опыта (1).

В основе нового метода выстраивается параллельная мыслительным логическим формам система энграмм звуковых и письменных знаков иностранного языка и параллельная рефлекторная реакция воспроизведения речи. Таким образом, обучение иностранному языку сводится к наработке вышеуказанных рефлексов на основе уже имеющегося жизненного опыта, что значительно облегчает наработку навыка понимания и говорения по сравнению с речевым обучением, требующим одновременно приобретения жизненного опыта.

При изучении иностранного языка нашим методом, временные затраты для достижения того же результата, что и при традиционных методах обучения, сокращаются не менее чем в десять раз.

Библиография.

  • Кроль В.М. Психофизиология человека. -Сб.: Питер, 2003. - стр. 294.
  • Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. -М., 1963 г.
  • Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. -М.: Изд-во МГУ, 1975.
  • Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д. Хомской. -Ростов на Дону, 1998.
  • Саульская Н.Б. Объемная передача как способ межнейронального взаимодействия в стриатуме //Журн. высш. нервн. деят. 1997. Т.47. ? 2. С. 362-373.
  • Слюсарева Н.А. Смысл как экстралингвистическое явление // Как построить интересный урок иностранного языка. -М.,1963, стр. 199

© НИИ Инновационных технологий обучения, 2005-2009. Все права защищены.