МЕТОДОЛОГИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебная
программа по спецкурсу для магистров
Составитель: проф., д.п.н. С.Д.Неверкович
Введение
Современная практика подготовки и переподготовки кадров для сферы физической
культуры и спорта требует постоянного творческого совершенствования
профессиональной деятельности будущих специалистов. Традиционные формы и методы
вузовской подготовки, в основном пассивные и использующие
иллюстративно-объяснительный метод обучения и подготовки кадров, сегодня не
решают задач, поставленных перед высшей школой практикой физической культуры и
спорта. Общепризнано, что повысить качество подготовки специалистов в вузах
можно лишь используя активные методы обучения. Традиционные формы и методы
вузовской подготовки, в основном пассивные и использующие
иллюстративно-объяснительный метод обучения и подготовки кадров, не решают
задач, поставленных перед высшей школой практикой физической культуры и спорта.
Сегодня, когда главной чертой образа жизни
становится динамичность, способность выделять актуальные проблемы и эффективно
их решать является важнейшим качеством специалиста. При этом все более очевидно,
что невозможно эффективно решать проблемы развития, не подходя к ним системно,
т.е. на рассматривая каждую проблему как часть более общей проблемы в единое
целое, ориентируясь только на непосредственные результаты изменений и не
учитывая побочных результатов.
Реализация содержания программы спецкурса
позволит каждому студенту самоопределиться, увидеть себя и коллег в общей
ситуации; научатся слышать и понимать противоположные мнения, относиться с
уважением к любому другому мнению и попытаются анализировать, мыслить по
предложенной профессиональной теме и рефлексировать результаты мыслительного
труда, видеть целостность всех проблем обсуждаемого вопроса; приобретут
способность отказываться от собственных устаревших стереотипов мышления и,
наконец, приобрету навыки коллективного мыслительного труда.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КУРСА
Тема
|
Лекции
|
Семинары
|
Всего
|
Самосто
ятельная
работа
|
1.
Общеметодологические
функции педагогики
|
2
|
2
|
4
|
Написание
реферата по выбранной
теме
|
2.
Системный подход и
принцип деятельности
|
2
|
4
|
6
|
|
3. Становление игрового метода подготовки кадров
|
2
|
4
|
6
|
|
4.Психолого-педагогические основы игровых методов обучения
|
2
|
4
|
6
|
|
5.Методологическое обеспечение обучающих игр
|
4
|
4
|
8
|
|
6. Деловая игра по теме профессиональной ситуации
|
|
6
|
6
|
|
ВСЕГО (учебных часов)
12 24 36
Форма контроля - ЗАЧЕТ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Общеметодологические функции педагогики
Педагогика спорта как метапредмет. Основы теоретического
сознания мышления. Теория развивающего обучения и образования. Педагогическая
технология: сущность и эволюция понятия. Технологичность педагогических
процессов. Система подготовки в спорте как объект педагогического
проектирования.
Тема 2. Системный подход и принцип деятельности.
Теория и практика моделирования: организация -
руководство - управление. Выбор цели действия, ее средств реализации субъектом
управления. Психология принятия решения при управлении сложными ситемами
деятельности. Принцип целостности как методологическая категория. Репродуктивная
и продуктивная формы деятельности. Предметность профессиональной деятельности.
Тема 3. Становление игрового метода подготовки
кадров.
Игры как метод обучения человека. Игра как способ
освоения и усвоения знаний и умений. Роль игры в жизни людей. Классификация игр
и активных методов обучения. Методология коллективной мыслительной деятельности
Г.П.Щедровицкого. Деятельностный подход в игровых методах обучения и подготовки
кадров. Кризис высшего образования и активные методы обучения.
Тема 4. Психолого-педагогические основы игровых
методов обучения.
Основные характеристики профессиональной деятельности.
Психологическая структура индивидуальной управленческой деятельности. Сознание,
деятельность, развитие. Развитие психики взрослого. Специфические особенности
преодоления стереотипов мышления взрослого. Активизация творческой деятельности
в игровом обучении. Характеристики самостоятельной познавательной деятельности
человека. Проблемные ситуации в познавательной деятельности.
Тема 5. Методологическое обеспечение обучающих игр.
Нормативная функция как средство исследования
управленческой деятельности. Организационные формы общей структуры совместной
деятельности. Нормативно-конфликтный метод исследования профессиональной
деятельности. Изучение структуры организационно-управленческой деятельности.
Формирование рефлексивной культуры в игровом обучении.
Тема 6. Проведение деловой игры по теме
профессиональной ситуации.
Практическое овладение способом проектирования,
организации и проведения деловой игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Педагогика физической культуры и спорта: учебник под ред. С.Д.Неверковича.
М.: Физическая культура, 2006.
2.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.
3.
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Шк.Культ.Полит., 1995.
4.
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
5.
Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учебное пособ.\ под
ред. В.В.Давыдова. - М.: Высш.шк., 1995.
6.
Минбулатов В.М., Неверкович С.Д. Педагогическая технология: эволюция,
сущность, опыт разработки.- Махачкала: Дагестанский педуниверситет, 2000.
|