РГУФКСиТ. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма 

РГУФКСиТ

КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ

 ОТЧЁТ КАФЕДРЫ

ОТЧЁТ НИР

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

УЧЕБНИКИ

СТАТЬИ

НИИИТО

 

  

       МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ

            ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

  Учебная программа по спецкурсу для магистров

                                             

                                                     Составитель: проф., д.п.н. С.Д.Неверкович

        Введение

     Современная практика подготовки и переподготовки кадров для сферы физической культуры и спорта требует постоянного творческого совершенствования профессиональной деятельности будущих специалистов. Традиционные формы и методы вузовской подготовки, в основном пассивные и использующие иллюстративно-объяснительный метод обучения и подготовки кадров, сегодня не решают задач, поставленных перед высшей школой практикой физической культуры и спорта. Общепризнано, что повысить качество подготовки специалистов в вузах можно лишь используя активные методы обучения. Традиционные формы и методы вузовской подготовки, в основном пассивные и использующие иллюстративно-объяснительный метод обучения и подготовки кадров, не решают задач, поставленных перед высшей школой практикой физической культуры и спорта.

    Сегодня, когда главной чертой образа жизни становится динамичность, способность выделять актуальные проблемы и эффективно их решать является важнейшим качеством специалиста. При этом все более очевидно, что невозможно эффективно решать проблемы развития, не подходя к ним системно, т.е. на рассматривая каждую проблему как часть более общей проблемы в единое целое, ориентируясь только на непосредственные результаты изменений и не учитывая побочных результатов.

    Реализация содержания программы спецкурса позволит  каждому студенту самоопределиться, увидеть себя и коллег в общей ситуации; научатся слышать и понимать противоположные мнения, относиться с уважением к любому другому мнению и попытаются анализировать, мыслить по предложенной профессиональной теме и рефлексировать результаты мыслительного труда, видеть целостность всех проблем обсуждаемого вопроса; приобретут способность отказываться от собственных устаревших стереотипов мышления и, наконец, приобрету навыки коллективного мыслительного труда.                                  

   

                             ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА                               

                          Тема

Лекции

Семинары

Всего

Самосто

ятельная

работа

1.     Общеметодологические функции педагогики

  2

     2

 4

Написание реферата по выбранной теме

2.     Системный подход и принцип деятельности 

   2

     4

  6

 

     3. Становление игрового метода подготовки кадров

   2

     4

  6

 

     4.Психолого-педагогические основы игровых методов обучения

   2

     4

  6

 

     5.Методологическое обеспечение обучающих игр

   4

     4

  8

 

     6. Деловая игра по теме профессиональной ситуации

 

      6

  6

 

   ВСЕГО (учебных часов)              12                24               36

   Форма контроля - ЗАЧЕТ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Общеметодологические функции педагогики

Педагогика спорта как метапредмет. Основы теоретического сознания мышления. Теория развивающего обучения и образования. Педагогическая технология: сущность и эволюция понятия. Технологичность педагогических процессов. Система подготовки в спорте как объект педагогического проектирования.

 Тема 2. Системный подход и принцип деятельности.

Теория и практика моделирования: организация - руководство - управление. Выбор цели действия, ее средств реализации субъектом управления. Психология принятия решения при управлении сложными ситемами деятельности. Принцип целостности как методологическая категория. Репродуктивная и продуктивная формы деятельности. Предметность профессиональной деятельности.

 Тема 3. Становление игрового метода подготовки кадров.

Игры как метод обучения человека. Игра как способ освоения и усвоения знаний и умений. Роль игры в жизни людей. Классификация игр и активных методов обучения. Методология коллективной мыслительной деятельности Г.П.Щедровицкого. Деятельностный подход в игровых методах обучения и подготовки кадров. Кризис высшего образования и активные методы обучения.

 Тема 4. Психолого-педагогические основы игровых методов обучения.

Основные характеристики профессиональной деятельности. Психологическая структура индивидуальной управленческой деятельности. Сознание, деятельность, развитие. Развитие психики взрослого. Специфические особенности преодоления стереотипов мышления взрослого. Активизация творческой деятельности в игровом обучении. Характеристики самостоятельной познавательной деятельности человека. Проблемные ситуации в познавательной деятельности.

 Тема 5. Методологическое обеспечение обучающих игр.

Нормативная функция как средство исследования управленческой деятельности. Организационные формы общей структуры совместной деятельности. Нормативно-конфликтный метод исследования профессиональной деятельности. Изучение структуры организационно-управленческой деятельности. Формирование рефлексивной культуры в игровом обучении.

 Тема 6.  Проведение деловой игры по теме профессиональной ситуации.

Практическое  овладение способом проектирования, организации и проведения деловой игры.

                                          

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ           

1.     Педагогика физической культуры и спорта: учебник под ред. С.Д.Неверковича. М.: Физическая культура, 2006.

2.     Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.

3.     Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Шк.Культ.Полит., 1995.

4.     Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.

5.     Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учебное пособ.\ под ред. В.В.Давыдова. - М.: Высш.шк., 1995.

6.     Минбулатов В.М., Неверкович С.Д. Педагогическая технология: эволюция, сущность, опыт разработки.- Махачкала: Дагестанский педуниверситет, 2000.  

 
 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ


 


 
Copyright © 2007, РГУФК. Все права защищены.
При использовании материалов с сайта, ссылка на источник обязательна.