Личность и интегральная
индивидуальность.
Многоуровневое исследование
состояния страха
Прядеин В.П. (Екатеринбург)
Под состоянием страха мы понимали
состояние, вызванное реальной или мнимой угрозой биологическому или социальному
существованию индивида, сопровождающееся специфическими физиологическими
изменениями, переживаниями и поведением.
Состояние страха рассматривалось на
трех уровнях, включающих в себя различные, характерные для них составляющие:
1) уровень преддействия страха
раскрывается через параметры фантазии, прогноза, физиологических реакций,
самооценки, боли физической и моральной;
2) уровень проявления страха
раскрывается через страх природный, бытовой, экстремальный, моральный,
деятельности и жизнедеятельности;
3) уровень последействия страха
раскрывается через параметры длительности, экстернальности, личностно и
социально астенических и стенических состояний.
На основе единичных параметров
выводился суммарный показатель страха каждого из уровней и интегральный
показатель страха субъекта.
Каждый уровень страха сопоставлялся с
методиками позволяющими диагностировать типологические, психологические и
социально-психологические особенности субъекта (т.е. с тремя подуровнями):
1. Психофизиологические состояния и
свойства субъекта - 'Опросник структуры психодинамического уровня интегральной
индивидуальности' (А.И.Щебетенко); опросник 'Сила. Подвижность.
Уравновешенность' (В.П. Прядеин); 'вопросника 'Черты характера и темперамента (ЧХТ)';
опросник EPI;
2. Личностные характеристики - 16 PF
Р. Кеттел; УСК (Е.Ф. Бажин. и др.); опросник 'Типы поведения в конфликте' (К.
Томас); опросник диагностики агрессивности (А. Басса и А. Дарки); опросник
'Воля' (В.П. Прядеин); опросник 'Диагностики саморегуляции личности ДИАСАМ' (Прядеин
В.П.); опросник 'Диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по
К Леонгарду' (X. Смишек); вопросник 'Психоэнергетическая опустошенность' (В.Л.Бакштанский,
О.И.Жданов); методика 'Диагностики степени готовности к риску' (Я.К Шуберт);
шкала 'Изучения стресса' (Дж.Гринберг). Фрустрация исследовалась по
'Модифицированной методике диагностики уровня школьной тревожности' (Л. Филипс);
3. Социально-психологические
свойства - вопросник 'Общительность' (А.И.Крупнов); вопросник 'Потребность,
интерес, легкость, широта, устойчивость, выразительность общительности (ПИЛШУВ)'
(Л.В. Жемчугова); опросник 'Ответственность' (В.П. Прядеин), опросник 'Эмпатия'
(И.М. Юсупов); вопросник 'Типы отношений к болезни (ТОБОЛ)' (А.Е. Личко, Н.Я.
Иванов); опросник 'Исследование самоотношений' (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Исследованием было охвачено 172
студента в возрасте 21-22 лет.
Обработка результатов исследования
проводилась методами математической статистики с I использованием пакета
программ Statistica 6.0. Применялся корреляционный, кластерный, факторный и
однофакторный дисперсионный анализ.
Различные уровни страха по-разному
связаны с типологическими, психологическими и социально-психологическими
особенностями личности:
1. Результаты сопоставления страха с
психофизиологическими характеристиками субъекта выявили:
- сензитивность субъекта, а также
преобладание у него меланхолического типа темперамента способствуют
предрасположенности к переживанию ситуации страха, его непосредственному
проявлению и последействию;
- выраженность проявления силы НС со
стороны возбуждения способствует уменьшению длительности переживания страха,
препятствует фантазированию, возникновению пугающих образов и ситуаций страха.
Подвижность НС способствует проявлению прогнозирования ситуаций возможных
страхов.
2. Рассмотрение параметров страха на
различных этапах его протекания с личностными характеристиками показало:
- на уровне преддействш страха
- определяющая роль в фантазировании страхов и его физиологических
предпосылок отводится механизмам сознания; субъекты с наибольшей выраженностью
преддействия страха склонны к эмоциональной нестабильности, расчетливости,
чувству вины, раздражительности и тревожности;
- на уровне проявления страха -
полученные данные дают возможность выделять низкодифференцированную систему с
преобладанием страха природного, бытового и экстремального и высоко
дифференцированную систему с преобладанием сознания - страх моральный,
деятельности и жизнедеятельности.
- на уровне последействия пережитого
страха его отрицательное личностное и социальное последействие определяется
максимально дифференцированной системой сознания; длительность пережитого страха
определяется низко дифференцированной эмоциональной системой; субъекты с
выраженной продолжительностью сохранения следов пережитого страха отличаются
эмоциональной нестабильностью, расчетливостью, раздражительностью и высокой
тревожностью у них продолжает сохраняться чувство вины и страха.
Личностно-астеническое последействие страха выражено в сохраняющейся фрустрации;
- субъекты с выраженным интегральным
показателем страха, включающим все этапы его протекания, характеризуются со
стороны высокой тревожности, эмоциональной нестабильности и фрустрации;
- сопоставление различных проявлений
страха с показателем воли показало, что они находятся в обратной зависимости,
т.е., чем больше воля, тем меньше проявление страха и наоборот - чем больше
преобладает страх, на различных этапах своего проявления, тем меньшее влияние на
него оказывает воля субъекта.
3. Сопоставление страха с другими
негативными психоэмоциональными состояниями выявило:
- личностная тревожность сопровождает
страх на всех этапах его протекания;
- взаимовлияние страха и фрустрации на
уровне преддействия страха и влияние фрустрации на проявление, действие и
последействие страха;
- стресс, психоэнергетическая
опустошенность и косвенная агрессия субъекта значимо связана практически со
всеми уровнями страха. В вербальной форме агрессия коррелирует и с личностно и
социально-астеническим последействием страха. Социально астеническому
последействию страха способствует обида, враждебность и общая агрессивность
субъекта.
4. Из сопоставления экспериментальных
данных различных проявлений страха с социально-психологическими особенностями
личности следует:
- параметры страха коррелируют с
агармоническими характеристиками ответственности, динамической пассивностью и
эмоциональной астеничностью. На экстернальнальную регуляцию ответственности
влияют: физиологические предпосылки страха, его длительность и
социально-астеническое последействия страха, которому содействует и
эгоцентрическая мотивация ответственности;
- характер отрицательных связей
показателей страха и уровня субъективного контроля показывает наличие прямой
зависимости между страхом и экстернальностью личности;
- соотношение факторных структур
преддействия страха с общительностью выявило, что общительность содействует
прогнозированию страха, его физиологическим предвестникам и высокой самооценке
страха. Общительность при непосредственном переживании страха находится только в
высоко дифференцированных системах с преобладанием процессов сознания. На уровне
последействия пережитого страха общительность соотносится с экстернальностью
причин пережитого страха;
- личностные трудности, возникшие в
процессе общения, вызывают страх моральный и страх деятельности, способствуют
длительности переживания страха, его личностному и социальному астеническому
последействию, на уровне преддействия страха проявляются в фантазиях и
физиологических признаках страха;
- выраженность страха способствует
избеганию конфликта субъектом. Избеганию конфликта субъектом способствуют и
сохранившиеся астенические (личностные и социальные) последействия страха.
|