ВОЗРАСТНЫЕ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Учебная
программа по спецкурсу
для магистров
1 года обучения
Составитель:
к.п.н., доцент Т.В.Левченкова
Москва 2008
год
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для
специалистов, работающих в сфере физической культуры, спорта, туризма и
физической реабилитации актуальность приобретают знания и умения по вопросам
обучения и реабилитации занимающихся и спортсменов от самых азов до высших
ступеней мастерства, а также целостный процесс оздоровительной тренировки с
лицами разного уровня подготовленности, возраста и состояния здоровья. В основе
технологии обучения лежит идея полной управляемости педагогическим процессом,
воспроизводимость обучающего цикла.
Педагогическая
деятельность связана с постоянным творческим поиском новых средств и методов
оптимизации процесса обучения. Особенно значимо данное обстоятельство в сфере
физической культуры и спорта, т.к. область спортивной деятельности развивается
очень динамично. Появляются все новые виды спорта, которые ранее не входили в
Олимпийскую систему соревнований, новые оздоровительные технологии. Особенности
применения методов и форм обучения двигательным действиям напрямую связаны с
возрастными закономерностями развития личности. Учет этих закономерностей при
построении технологической цепочки обеспечит достижение цели. Знание
закономерностей развития личности, учет условий в которых происходит
образовательно-воспитательный процесс, умение учитывать современные нормы и
правила обучения и воспитания облегчит специалистам рационально организовать
педагогический процесс обучения двигательным действиям.
Этим обусловлена
необходимость введения специального курса 'Возрастные закономерности технологий
обучения' для магистров по физической культуре и спорту. Особое место
данного курса обусловлено тем, что студенты на основе всего комплекса полученных
знаний за предыдущий период научатся постановке диагностических целей обучения,
воспроизводимости всего обучающего цикла для различных возрастных категорий
занимающихся.
Данная программа
построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного
стандарта.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН КУРСА
Тема
|
Лекции
|
Семинары
|
Всего
|
Самостоятельная работа
|
1.
Технологии обучения как новое направление в педагогической науке
|
2
|
2
|
4
|
Написание реферата по выбранной теме
Подготовка доклада по выбранной теме.
51 час
|
2.Сущность и структура процесса обучения
|
2
|
2
|
4
|
3.
Современные виды и формы обучения
|
2
|
2
|
4
|
4.Современные подходы к возрастной периодизации развития личности
|
2
|
|
2
|
5.Особенности построения технологий обучений с детьми и подростками
|
2
|
4
|
6
|
6.
Особенности построения технологий обучений со взрослыми
|
2
|
2
|
4
|
ВСЕГО
(учебных часов)
|
12
|
12
|
24
|
75
|
ФОРМА КОНТРОЛЯ: Зачет
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
Тема 1: Технологии обучения как новое направление в
педагогической науке
Определение понятия
'Технология обучения' в педагогической науке. Современные теории и концепции,
лежащие в основе разработки и еализации технологии обучения. Конструирование
оптимальных обучающих систем. Специфические черты педагогических инноваций.
Виды педагогических инноваций. Исходные общедидактические положения:
дидактическая система, принципы обучения, содержание образования, методы,
средства и формы обучения, деятельность педагога, учебно-познавательная
деятельность учащихся. Понятие дидактических систем. Характеристики
традиционной, педоцентристской и современной дидактических систем. Отличительные
особенности 'педагогики сотрудничества'. Особенности построения технологической
цепочки обучения в зависимости от вида физкультурно-спортивной деятельности.
Тема 2: Сущность и структура процесса обучения.
Понятие и сущность
обучения. Деятельностная модель структуры учебного процесса. Процесс обучения
как деятельность. Целостность процесса обучения. Цикличность процесса обучения.
Критерии эффективности процесса обучения. Этапы получения и усвоения знаний.
Отличительные особенности построения процесса обучения в различных видах
физкультурно-спортивной практики; спорт высших достижений, оздоровительная
тренировка, физическое воспитание в системе образования, реабилитационная
тренировка. Педагогическая деятельность, ее структура, особенности, уровни
деятельности педагога. Особенности педагогической деятельности тренера, учителя
физической культуры, реабилитолога, инструктора в сфере фитнеса.
Педагогические основы оптимизации процессов обучения. Требования к оптимальному
построению педагогического процесса. Критерии и способы оптимизации процесса
обучения.
Учет
индивидуальных особенностей учащихся при построении процесса обучения.
Соблюдение временных нормативов. Структура деятельности, сочетающая процессы
управления и самоуправления процессом обучения. Педагогические требования к
контролю за качеством обучения. Особенности контроля в сфере физической
культуры и спорта.
Тема 3: Современные виды и формы обучения.
Современные виды
обучения. Социально-педагогическая необходимость поиска новых видов и форм
обучения. Объяснительно-иллюстративный вид обучения. Особенности его
использования в учебно-тренировочном процессе. Технология проблемного обучения.
Проблемные методы обучения и технологии создания проблемных ситуаций.
Программированное обучение. Технология составления алгоритмов обучения.
Урок, его особенности
при занятиях физическими упражнениями. Урочные и неурочные формы обучения.
Триединая модель видов и форм обучения. Характеристика современных спортивных и
оздоровительных технологий.
Основные требования к
выбору адекватных методов обучения. Активные методы обучения. Характеристика и
классификация активных методов обучения. Неимитационные методы активного
обучения: дискуссия, мозговая атака, нетрадиционные формы лекций, проблемные
задания, исследовательская работа. Имитационные виды активного обучения: игровые
и неигровые.
Игровая деятельность и
ее основные функции. Игровые педагогические технологии. Дидактические игры.
Деловые игры. Организационно-обучающие игры в становлении личности педагога.
Принципы построения организационно-обучающих игр для специалистов. Имитация
целостности профессиональной сферы деятельности спортивного педагога.
Формулировка цели действия, выбор средств осуществления действия, выбор
направленности действия, ориентировка на объективную возможность развития
деятельности. Обучающие игры в сфере физической культуры и спорта.
Проблемное обучение.
Проблемная ситуация и ее анализ. Методика построения проблемной ситуации в
спортивной деятельности.
Дистанционное
обучение. Требования к составлению программ дистанционного обучения.
Педагогический контроль за качеством обучения при дистанционном обучении.
Тема 4: Современные подходы
к возрастной периодизации развития личности
Теоретические
принципы возрастного развития.
Возрастная
периодизация развития личности: педагогическая, физиологическая,
геронтологическая.
Основные
характеристики человека в различные периоды его возрастного развития.
Доминанты развития
человека в дошкольном возрасте, школьном возрасте, подростковом и юношеском
возрасте, средней взрослости, поздней взрослости и старости.
Особенности деления
детей на возрастные группы при обучении двигательным действиям.
Особенности деление на
группы для занятий физическими упражнениями лиц пожилого возраста.
Тема 5:
Особенности построения технологий обучений с детьми и подростками
Психолого-педагогические доминанты развития детей дошкольного, младшего
школьного и подросткового возраста.
Основные
направления и технологии педагогической деятельности. Реализация принципа
сотрудничество в работе с детьми и подростками. Организация игровой
деятельности. Создание ситуации успеха в учебной деятельности. Потребность в
активно познавательной деятельности.
Особенности использования методов стимулирования познавательной деятельности при
работе с детьми и подростками.
Организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное
мнение подростков.
Сложные
педагогические ситуации в работе с подростками и способы их разрешения.
Формирование мотивации к самообучению и самовоспитании у подростков.
Возможности сотрудничества учителя и ученика.
Тема 6:
Особенности построения технологий обучений со взрослыми
Акмеологические технологии в процессе обучения. Этапность и уровни обучения.
Информационные технологии обучения. Педагогические системы и автоматизированные
обучающие комплексы. Системы автоматизированного обучения.
Технологии
игромоделирования. Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и
групп. Моделирование развития в играх. Технологические формы управления
игромоделированием.
Технология
организации занятий физическими упражнениями взрослого населения, как способа
поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акмеология: Учебник/ под
общ. Ред. А.А.Деркача.- М., 2002
2. Белкин А.С. Основы
возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений.- М., 2000
3.Беспалько В.П. Слагаемые
педагогической технологии.- М., 1995
4.Левина М.С. Технологии
профессионального педагогического образования, 2002
5.Морева Н.А. Технологии
профессионального образования: Учеб.пособие для студ. Высш.учеб. заведений.- М.,
2005
6. Неверкович С.Д. Игровые
методы подготовки кадров, 1995
7.Педагогика физической
культуры и спорта: учебник/ под.ред. С.Д.Неверковича.- М.: Физическая культура,
2006
8.Педагогика. Учеб.пособие для
студ. Пед. Вузов. Под ред. П.И.Пидкасистого, 1996
9. Поливанова К.Н. Психология
возрастных кризисов.- М.,2000
10. Роботова А.С., Леонтьева
Т.В. Введение в педагогическую деятельность, 2002
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф.,
Шиянов Е.Н. Педагогика, 2005
12.Хозяинов Г.И., Кузьмина
Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта.- М., 2005
Вопросы для
самостоятельной работы
1. Социально-педагогические
особенности реализации современной дидактической системы.
2. Особенности применения
дидактических игр в учебно-тренировочном процессе в различных видах
физкультурно-спортивной деятельности.
3. Особенности педагогического
анализа качества процесса обучения в избранном виде физкультурно-спортивной
деятельности
4. Характеристика методов
обучения, оптимизирующих учебно-тренировочный процесс в избранном виде
физкультурно-спортивной деятельности.
5. Использование игровых
методов в обучении различных категорий населения.
6. Виды педагогических
инноваций.
7. Возрастные особенности
развития личности детей и подростков.
8. Сущность проблемного
обучения.
9. Дистанционное обучение -
новые возможности самообразования и саморазвития
10. Технологии
игромоделирования.
ТЕМЫ
РЕФЕРАТОВ
1. Социально-педагогические
особенности реализации современной дидактической системы.
2. Особенности использования
дидактических игр в различных видах спорта и реабилитации.
3. особенности педагогического
анализа процесса обучения в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности.
4. Отличительные особенности
педагогики сотрудничества в физкультурно-спортивной деятельности.
5. Критерии эффективности
процесса обучения в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности.
6. Классификация методов и форм
активного обучения.
7. Современные дидактические
методы, используемые в физкультурно-спортивной практике.
8. Особенности использования
игрового метода при обучении детей дошкольного возраста.
9.Особенности использования
игрового метода при обучении двигательным действиям детей школьного возраста.
10.Особенности использования
игрового метода при обучении двигательным действиям взрослых.
11.Педагогический анализ
качества процессов обучения.
12. Технология установления
педагогически целесообразных взаимоотношений в обучении спортсменов.
13. Структура деятельности
учителя и ученика при оптимальном процессе обучения.
14. Особенности подбора методов
обучения при работе с различными категориями занимающихся.
15. Индивидуальное обучение в
физкультурно-спортивной практике.
16. Стратегия определения 'цели
обучения' в физкультурно-спортивной деятельности.
17. Технология развивающего
обучения
18.Педагогическая технология и
актерство преподавания
19. Технология саморазвития
20. Технология осуществления
педагогического процесса
21. Создание ситуации успеха
при обучении двигательным действиям детей и подростков.
22. Реализация принципа
сотрудничество в работе с детьми и подростками.
23. Игровая деятельность и ее
основные функции
|